Posted 28 мая 2020, 14:09
Published 28 мая 2020, 14:09
Modified 20 августа, 01:21
Updated 20 августа, 01:21
Региональные власти не отрицают, что практически в каждом медучреждении есть заболевшие медработники. Помимо этого, еженедельно в Сети появляются жалобы сотрудников скорой помощи и больниц на отсутствие тестирования на коронавирус и неподходящие средства индивидуальной защиты. Ко всему прочему, медики, которые напрямую контактируют с заражёнными, самостоятельно добираются на работу на общественном транспорте.
Что стало причиной массового заражения врачей в Белгородской области — нарушение техники безопасности врачами либо несоответствие нормам рабочих мест и халатность руководства?
Общее количество заражённых медработников в Белгородской области превысило сотню. По словам заместителя начальника департамента здравоохранения Людмилы Крыловой, единичные случаи заболевания среди врачей есть во всех медучреждениях региона. Помимо этого, в нескольких медорганизациях выявили массовые случаи инфицирования медперсонала.
Так, в городской больнице № 2 заболели 23 медика, а в областной инфекционной больнице — 10. Инфицированные медработники есть и в Валуйках, и в Вейделевке, и в Новом Осколе, и в Старом Осколе. Помимо этого, коронавирусом заболели шесть сотрудников административного корпуса Стрелецкой районной больницы. Заразилась COVID-19 и врач-кардиолог областной больницы Святителя Иоасафа. Медик сдала тест в центре профилактики и борьбы со СПИД. Он показал положительный результат. А 27 мая стало известно о смерти врача-травматолога данного медучреждения, которого заразил пациент с коронавирусом.
Вспышку COVID-19 зафиксировали и в онкологическом диспансере областного центра, где проходила лечение старооскольчанка с признаками ОРЗ. Пациентка заразила коронавирусом доктора и ещё 16 больных. Спустя три дня лечивший её онколог почувствовал недомогание. У мужчины диагностировали пневмонию и госпитализировали в горбольницу № 2. Однако спасти медика коллегам не удалось. После его смерти власти подтвердили, что у врача-онколога был коронавирус.
Ещё девять медиков заболели в областной инфекционной больнице им. Е. Н. Павловского. По словам заразившихся, их отправили домой на самоизоляцию, однако в региональном правительстве информацию опровергли и сообщили, что все инфицированные находятся в самой инфекционной больнице с удовлетворительным состоянием здоровья. Кроме того, у 70% заражённых врачей болезнь протекает бессимптомно.
Диагноз COVID-19 подтвердили у двух сотрудников детской стоматологической поликлиники в Старом Осколе. Ещё один медик с пневмонией госпитализирован.
10 медработников заболели в Валуйской ЦРБ. Это сотрудники хирургического отделения больницы. Ещё одну вспышку вируса зарегистрировали в терапевтическом отделении Старооскольской окружной больницы Луки Крымского. Там COVID-19 диагностировали у 28 человек, среди которых медики и пациенты.
Но самым масштабным очагом коронавируса стала Ракитянская ЦРБ. Там за две недели заболели 45 человек. COVID-19 подтвердили у шести врачей, 19 медсестёр, 13 сотрудников больницы и семи пациентов. Вирус обнаружили в терапевтическом, хирургическом, родильном, педиатрическом отделениях и клинико-диагностической лаборатории. Из общего числа заболевших в больнице умер один доктор и один завхоз.
В большинстве случаев инфекция попадает в стены медучреждений от инфицированных пациентов, которые поступают с различными заболеваниями. Так было и в первичном сосудистом отделении для больных с инфарктом миокарда горбольницы № 2 на площадке бывшей первой городской больницы. Там коронавирус диагностировали у пациента, поступившего с инфарктом.
Такая ситуация была и в Красногвардейской ЦРБ в Бирюче. В больнице закрыли на карантин лечебный корпус. Это сделали после того, как в реанимацию попал пациент с коронавирусом. Занесли коронавирус и в Ракитянскую ЦРБ. В больницу заражённые пациенты попали с разными диагнозами: у одной женщины было нарушение мозгового кровообращения, а у мужчины — острый пиелонефрит. И уже в стационаре у них появились признаки респираторного заболевания. После обследования врачи обнаружили у пациентов коронавирус.
COVID-19 занесли в два корпуса и два отделения областной больницы. Заражённых пациентов госпитализировали в отделение гнойной хирургии, ожоговое отделение и два корпуса — № 9 и № 8.
Как отметила Крылова, занесение инфекции внутрь больницы очень опасно: сотрудник попадает на рабочее место и работает с большим количеством людей. Количество контактов у медиков больше, чем у пациентов в приёмном отделении, поэтому случаев контактного заражения может быть больше. Тогда возникает вопрос: насколько тщательно проверяют поступивших пациентов во время госпитализации? И проверяют ли их вообще?
В областном правительстве уверяют, что инфицирование медиков — закономерный и нормальный процесс. Ведь медики такие же люди, в любой момент подвергаются опасности. Но даже несмотря на то, что врачи — военнообязанные и должны работать при любых условиях, безопасные рабочие места им должно обеспечить руководство больниц. Ведь не зря правительство области закупило 3000 многоразовых комбинезонов разных размеров на общую сумму 25,5 млн рублей.
Возможно, причина в столь частых заражениях медиков — неумение пользоваться индивидуальными средствами защиты. Поскольку курсы обучения врачей и медсестёр проводились очень быстро и сжато, а в первые недели работы в ковидных стационарах медики не сразу адаптировались к новым условиям и требованиям.
По словам главного врача городской больницы № 2 Антона Бондарева, все врачи прошли обучение длительностью 36 часов по лечению коронавируса и только после этого их допустили к работе с заражёнными. Но хватило ли этого времени для полноценного усвоения полученных знаний — можно судить по 23 инфицированным сотрудникам, которые работали в горбольнице № 2.
Бондарев также добавил, что с момента открытия COVID-центра на базе второй горбольницы весь медперсонал обеспечили защитными комплектами, респираторами «Алина» и антисептиками на всех этажах. Однако в больнице действительно была партия респираторов, которые отличались от первых поставок, они попроще и, возможно, не совсем плотно прилегают, если их неправильно надеть, но уровень защиты у них так же высокий. По словам Антона Бондарева, сейчас по всей стране дефицит средств индивидуальной защиты, поэтому выбирать не приходится. Возможно, именно этот пробел в знаниях сотрудников в обращении со средствами индивидуальной защиты и послужил заражению медиков? Ведь вирус проникает в организм одномоментно.
Беспокойство вызывает и тот факт, что, находясь в тесном контакте с заражёнными, медики вынуждены добираться до рабочих мест самостоятельно. Так, городская больница № 2 и Единая транспортная компания заключили договор, согласно которому перевозчик должен был предоставить два исправных автобуса для 483 часов работы до конца 2020 года. Каждый час обошёлся заказчику в 1045 рублей. Общая сумма контракта составила 504 735 рублей. Но в середине мая стало известно, что автобусы возят врачей ковид-госпиталя только в ночные смены, в остальное время они добираются на работу пешком, в такси или общественном транспорте, так как на круглосуточную доставку медиков не хватает средств.
Безусловно, по словам представителей власти, весь медперсонал в обязательном порядке тестируют на COVID-19 еженедельно, но ведь болезнь может проявиться далеко не сразу, а одному врачу достаточно 20 минут, за которые он доезжает до места жительства, чтобы распространить вирус. К тому же, если даже в больницах не сразу становится понятно, что поступивший пациент болен, как это сделать обычным белгородцам, которые случайно окажутся в одном транспорте с потенциально больным врачом?
Тема стимулирующих выплат медработникам, предусмотренных постановлением правительства РФ, в Белгородской области на сегодняшний день стоит достаточно остро. После многочисленных сообщений от медиков в Сети об отсутствии обещанных денежных средств или неправильном их начислении к расследованию подключились Следственный комитет и областная прокуратура.
В невыплате надбавок правоохранители уличили Валуйскую ЦРБ. Также выяснилось, что положенные деньги не получили или получили несвоевременно работники скорой помощи в Алексеевском горокруге, которые выезжали к пациентам с подтверждённым коронавирусом.
Помимо этого, сотрудникам городской поликлиники выплаты за май и апрель начислили за часы, а также удержали налог. А медикам скорой помощи в Старом Осколе деньги в апреле выдали исходя из фактически отработанного времени, а не за всё время работы, как требует законодательство.
В правительстве Белгородской области такую ситуацию объяснили поздним поступлением разъяснений о порядке начисления надбавок. В них говорится, что медики должны получить деньги независимо от количества отработанных часов с пациентами, заражёнными коронавирусом. Доплаты должны рассчитываться, исходя из самого факта работы с такими пациентами, без привязки ко времени.
А замначальника депздрава Людмила Крылова в свою очередь отметила, что медики захотели всех пациентов с ОРВИ, которых они обследовали, отнести к категории потенциально подозрительных и получить обещанные компенсации.
Евгений Савченко взял на личный контроль выплаты медикам в Белгородской области. Если у них возникнут проблемы с доплатами, губернатор просит обращаться по телефону горячей линии депздрава (4722) 32-57-62 или сообщить ему лично во «ВКонтакте», указав номер телефона для связи. В прокуратуре есть своя горячая линия по вопросам нарушения трудовых прав медработников: 8-961-166-13-59.
Особое внимание уделяется и выплатам больничных медикам, которые заболели коронавирусом. Как сообщили в региональном правительстве, случаи заражения отрабатываются, проводится особое расследование, которое устанавливает все причины и пути заболевания конкретного медработника, потому что от этого зависит выплата социального страхования.
На сегодняшний день на федеральном уровне принят закон, что медработник, заражение которого произошло при исполнении профессиональных обязанностей, имеет право получить страховые выплаты в размере 68 тысяч рублей. Однако, если у врача нет никаких клинических проявлений коронавируса, этих выплат ему не начислят. Так что врачи с бессимптомным течением болезни, по всей видимости, «остались за бортом».
Поддержали в Белгородской области семью умершего врача-онколога. Родные погибшего получат материальную помощь, которая должна составить минимум 1 млн рублей. По такой же аналогии в областном правительстве планируют рассмотреть смерть заведующей педиатрическим отделением Ракитянской ЦРБ.
Но никакие деньги не смогут заменить человека. Поэтому, в первую очередь, необходимо снизить уровень заболевания коронавирусом среди медиков, иначе на вновь созданном коечном фонде региона работать будет просто некому. А Белгородская область так и застрянет на плато, не имея трудовых ресурсов для борьбы с пандемией XXI века.