Бесценная покупка: как белгородские магазины обманывают покупателей через ценники

Бесценная покупка: как белгородские магазины обманывают покупателей через ценники

30 октября , 08:25
Общество
Photo: Бел.Ру
Жители Белгородской области регулярно сталкиваются с ситуациями, когда на кассе товар пробивают по цене, не соответствующей ценнику в торговом зале. И доказать факт своей правоты зачастую очень сложно — товар всё равно пробивают по выгодной продавцу цене.

Редакция «Бел.Ру» столкнулась с несколькими жалобами от белгородцев, которые не смогли приобрести в магазине товар по той цене, которая указана на ценнике в торговом зале. Помимо имеющихся обращений, мы решили провести свой эксперимент и дополнительно узнать у специалистов, как вести себя в похожих ситуациях.

Сюрприз будет

В современных супермаркетах и магазинах самообслуживания многие товары продаются на развес, что логично: бери, сколько тебе надо, сам прикидывай, хватит ли тебе денег на покупку. Теоретически, покупатель может положить в кулёчек условных конфет или фруктов, взвесить и высчитать стоимость покупки. В крупных супермаркетах сразу же печатается ценник, который наклеивается на пакет, а затем сканируется на кассе. Но, стоит отметить, что не во всех магазинах так.

Например, в сети магазинов «Пятёрочка» весов в торговом зале нет. По крайней мере, не во всех магазинах, что нам попались. Но, как правило, контрольные весы стоят за пределами торгового зала. Если покупатель сомневается в правильности расчётов продавца, то он всегда может взвесить свою покупку и в случае несоответствия потребовать объяснений.

А вот в сети магазинов «Магнит» весов нет ни в торговом зале, ни в зоне доступа покупателя. Весь товар пробивают уже на кассе, возможности проверить точность взвешивания у покупателя нет. Равно как и возможности узнать, что и как кассир вообще взвесил — экран с информацией об операциях чаще всего повёрнут так, что покупатель его не видит. Уже после оглашения итоговой стоимости покупки клиент узнаёт, сколько придётся потратить, а точный вес продуктов смотрит вообще только после распечатки чека.

Корреспондент «Бел.Ру» спросила в торговом зале одного из «Магнитов», где можно взвесить конфеты, на что работник зала ответила, что такой возможности нет, всё пробивается на кассе, а брать товар посоветовала «на глазок». «Глазок» и подсказывал, что горсть конфет потянет примерно на сто граммов, для более точных расчётов, судя по всему, нужно носить с собой кухонные весы или безмен.

По сути, приходится брать товар наугад, надеясь, что глазомер не сбит и вместо половины килограмма не возьмёшь полтора. И наоборот. А на кассе потом сюрприз будет. Стоит отметить, что приятными эти сюрпризы бывают редко.

Акция невиданной наглости

Самой большой проблемой остаётся несоответствие ценников реальной стоимости товара, которую вам озвучат на кассе. Прикрывают эти различия разными легендами: не успели поменять ценник, акция закончилась, по этой цене был другой товар и на витрине его уже нет, ещё какие-нибудь небылицы, которые не позволят продать вам вещь по той цене, которую вы своими глазами видели в зале.

Корреспондент «Бел.Ру» столкнулась с ситуацией несколько раз за один день, но что-то доказать получилось только в одном случае. Первым экспериментом оказалась покупка винного напитка, на который была неплохая скидка: вместо семи сотен рублей за бутылку нужно было отдать всего четыре. Поскольку на ценнике отдельно было прописано даже то, из чего сделан напиток, сомнений не возникало: цена именно за эту бутылку. Кроме неё, в корзину отправилось молоко и хлеб. А на кассе озвучили итоговую сумму покупки: почти 800 рублей. Оказалось, что вино идёт не по скидке, и она якобы уже закончилась прямо сегодня. Шустрая работница торгового зала сразу же сняла с полочки ценник, будто и не было его три минуты назад. Сфотографировать его заранее мы как-то не догадались, поэтому доказательств не оказалось, а желания ругаться не было. По ценнику товар нам не пробили, поэтому от покупки мы отказались, оставив на кассе и вино, и молоко с хлебом.

Вторым экспериментом были весовые конфеты, но тут корреспондент заранее сфотографировала ценник, чтобы он не канул в Лету сразу после того, как на кассе засуетятся. На ценнике в торговом зале килограмм конфет стоил 199,90 рублей, а вот на кассе они же оказались уже по 240 рублей. Сотрудница магазина сначала попыталась уверить корреспондента в том, что она что-то перепутала и конфеты взяла не те. Потом провела к ценнику, где оказалось, что ошибки с товаром нет, а вот цена действительно не соответствует той, что напечатана в чеке. Ценник сразу же убрали, но стоит отдать должное — перерасчёт сделали и деньги, переплаченные за товар, вернули. Правда, для этого не оформляли никакого документа и нигде вообще не прописали факт такой ошибки.

Третий случай произошёл в «Пятёрочке», и он, скорее, является странным исключением из грустного правила: ополаскиватель для полости рта оказался на 30% дешевле, чем было сказано на ценнике. Девушка на кассе удивилась, что нигде в зале нет уведомления о проводимой акции и пообещала положить на полочке соответствующий указатель. Исполнили ли это, мы не проверяли.

Некоторые магазины откровенно мухлюют с ценами в день скидок. Например, заранее готовят ценники с завышенными ценами, а в день скидок объявляют о рекордном снижении стоимости товаров. Или в условный день дают скидку 20% на весь товар, который представлен на белых ценниках, то есть, не участвует в других спецпредложениях. Доверчивые покупатели набирают полную корзинку всякого добра и не считают заранее, сколько должны отдать на кассе. В итоге им продают часть товара без скидки или вообще по «левым» ценникам. В ход идут разные уловки: от уточнения, что по скидке идут только фиолетовые зубные щётки до того, что у продавцов закончилась цветная бумага, поэтому все ценники белые. Да, с таким объяснением мы тоже сталкивались.

Слухи из интернета

В социальных сетях в тематических группах постоянно обсуждают несоответствие ценника.

О «Магните» могу отметить следующее: 1) Как только находишь нужный товар с хорошей скидкой, тут же оказывается, что этого товара уже нет в наличии, хотя только что держал его в руках, либо действие скидки уже закончилось, либо ценник «забыли» сменить. 2) Чек — едва различимый полустертый мельчайший текст. При этом никакие претензии персоналом не принимаются, объяснение очень простое — обращайтесь в головную организацию. Ничего, что эта головная организация находится в Краснодаре? Торгуют-то они в Белгороде! Сергей Чекандин, из жалобы в социальной сети «ВКонтакте»

Несоответствием «болеют» не только мелкие магазины, но и крупные гипермаркеты, в которые люди ходят закупиться продуктами на месяц. Здесь логика улавливается: несколько недорогих товаров просто утонут в общем количестве покупок и покупатель не заметит, что его обманули. Да и отменять всю покупку из-за условного йогурта вряд ли станут.

Вчера купила пудинг в «Линии» на Королёва, мало того, что на ценнике этот пудинг был по 47 рублей, пробился за 85, так ещё и такой сюрприз ждал, очень неприятно вышло… Елена Дудникова, из жалобы в социальной сети «ВКонтакте»

При этом очень мало людей добирается до книги жалоб или жалобы в Роспотребнадзор или в департамент экономразвития Белгородской области. А зря: недобросовестных продавцов они наказывают.

Мнение Роспотребнадзора

В департамент экономразвития пишут редко. Так, в ведомстве пояснили, что за прошедший период 2020 года была написана одна жалоба на магазин «Пятёрочка» в областном центре. В торговом зале цена отличалась от той, которая оказалась на кассе. По сообщению департамента, совместно с директором магазина была проведена полная проверка ценников и составлен график их замены.

В региональном управлении Роспотребнадзора говорят, что жалобы на подобные случаи в ведомство поступают регулярно. За 2019 и 2020 год специалисты получили 29 письменных обращений граждан. По ним были возбуждены дела об административных правонарушениях, а 11 виновных должностных лиц привлекли к ответственности. Правда, сумма штрафов оказалась смешная: всего 12,5 тыс. рублей. Скорее всего, на «липовых» ценниках эти магазины выручили куда больше. Особенно, если учитывать, что эти 12,5 тыс. рублей — сумма общая на все 11 нарушителей.

В ведомстве при выявлении несоответствия цены в чеке и по ценнику рекомендуют фиксировать информацию на фото или видео, а потом пригласить продавца и попросить объяснить разницу. Делать это нужно в таком порядке, чтобы продавец не успел снять ценник и заменить его соответствующим. Также принимаются свидетельские показания, но доказать факт замены или несоответствия будет сложно. Только, если ещё кому-то так же «повезло» переплатить за товар.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе о цене товара. Потребитель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег. Управление Роспотребнадзора по Белгородской области

В региональном управлении не сказали, что покупатель может потребовать продать товар по цене, указанной на ценнике. Но в Гражданском кодексе РФ есть понятие публичной оферты, которой и является ценник в торговом зале. Пока он там есть — предложение действует, и неважно, когда и какая акция завершилась и какой мерчендайзер не успел сменить указатель. Оферта — это задокументированное торговое предложение, поэтому продавец обязан отпустить товар по этой цене. Главное — настоять на продаже по ценнику до того момента, как работники магазина успеют его заменить. Об этом на своём официальном сайте пишет управление Роспотребнадзора по Калужской области, и мы думаем, что закон в этом регионе не отличается от белгородского.

Если всё-таки отказывают, то нужно писать жалобу в книгу жалоб и управление Роспотребнадзора. Жалобу нужно описать максимально детально, а ценник – сфотографировать вместе с сохранённым чеком.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter