Руки вниз. Почему жители России предпочитают молочный шоколад горькому

Аналитика
Руки вниз. Почему жители России предпочитают молочный шоколад горькому
Руки вниз. Почему жители России предпочитают молочный шоколад горькому
12 марта 2019, 10:35Евгений ГрицковФото: pixabay.com
Россияне бьют рекорды по поеданию сладостей. Но на дорогих шоколадках стараются экономить.

Рекордное объедание

Уже два года подряд каждый россиянин в среднем съедает 24,5 кг сладкого в год. Так много шоколада и других кондитерских изделий мы не ели никогда раньше. Но не для всех отечественных кондитеров, в том числе и белгородских, настала «сладкая жизнь».

В целом отрасль на российском рынке растёт на 3-4 % в год. Как рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, в прошлом году изготовили 3,9 млн тонн кондитерских изделий.

Оборот российского рынка в 2018 году составил 1,6 трлн рублей. Наибольший сегмент занимают карамель, мармелад, пастила, халва. Шоколад им пока уступает. Третьи по объёму – мучные кондитерские изделия длительного хранения. На свежие торты и пирожные россияне тратят 140 млрд рублей в год.

Не «бурда» от Регины Бурд и Сергея Жукова

На российском кондитерском рынке работает полторы тысячи крупных производителей. Число мелких эксперты оценивают в 15 000.

Солист группы «Руки вверх!» Сергей Жуков вместе со своей женой – певицей Региной Бурд – заказал как-то на день рождения дочери кексы, но они не понравились. Родители рук не опустили и создали свою кондитерскую, вложив в неё 16 млн рублей.

Уже через год звёздные супруги открыли первое кафе. Сейчас у них пять точек продаж, 40 % продукции продают через интернет, планируют открыть франшизу.

По словам Регины Бурд, выгоднее работать на заказы.

- Самое прибыльное, что мы делаем для рынка, – это всё-таки заказная продукция. Прибыльность на единицу продукции там побольше, чем на поточной. Заказная продукция – процентов 30-50, а поточная – где-то 15 %.

Регина Бурд

Но компания певцов работает в половину своей потенциальной мощности. Расшириться хотят как раз за счёт франшизы.

«Славянка» и её проблемы

Та же беда и у старооскольской кондитерской фабрики «Славянка» – предприятие работает в одну смену. Но для крупных игроков выход из ситуации эксперты видят другой.

- Конечно, каждый бы хотел, чтобы поддержка была со стороны государства. Она нужна. Особенно в освоении новых рынков. Мы проводим вместе с РЭЦ [Российским экспортным центром] сессии, как выйти на экспортные поставки, как освоить новые рынки.

Сергей Катырин, президент ТПП России

Председатель совета директоров группы компаний «Славянка» Дмитрий Гусев отмечает, что россияне предпочитают экономить на сладостях.

- Мы замечаем серьёзную тенденцию к переходу потребителей на более дешёвые сорта кондитерских изделий, на экономсегмент. Нам приходится организовывать большое количество промомероприятий, скидок, которые также ведут к сокращению прибыли. Дмитрий Гусев

Кондитерская фабрика в Старом Осколе появилась ещё во времена СССР. В 90-е годы её акционировали, а в 2015-ом – местные инвесторы вышли за пределы региона, выкупив у норвежской «Оркла» фабрику имени Крупской в Санкт-Петербурге, «Волжанку» в Ульяновске и уральскую «Конфи» за 3 млрд рублей.

Фото:slavjanka.ru

Сейчас группа «Славянка» выпускает 125 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Сокращает издержки с помощью собственного производства какао-продуктов – это редкость в России. Но всё равно большинство ингредиентов закупается за рубежом, потому ни один кондитер не застрахован от роста цен на сырьё.

- У нас больше 60 % ингредиентов закупается в иностранной валюте – это то, что в России не растёт: арахис, орехи и в первую очередь какао-бобы. Также в последнее время мы видим сильное колебание в цене российского ингредиента – сахара. Только за последний год он подорожал больше чем на 30 %.

Дмитрий Гусев

Кондитерская фабрика «Славянка» по итогам 2017 года отчиталась о выручке в 4,2 млрд рублей. Чистая прибыль составила 637,3 млн рублей. Это хороший показатель, учитывая убыток 2016 года в 627 млн рублей. Но стоит отметить, что по итогам 2014 года компания получила более 3,2 млрд чистой прибыли.

Фото:slavjanka.ru

Не только «Славянка»

В Белгородской области зарегистрировано 11 компаний, занимающихся производством какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий. Только пять из них не входят в структуру «Славянки».

ООО «Конфектум» в Белгороде поставляет маршмеллоу, печенье, конфеты и вафли, а к 2020 году планирует построить фабрику по производству маршмеллоу в промышленном парке «Северный» в Белгородском районе. В месяц планируют выпускать от 150 тонн жевательного зефира, продавать – не только в регионе, но и по всей России и за рубежом. Стоимость проекта – 225 млн рублей.

В 2017 году выручка «Конфектума» превысила 203,9 млн рублей, чистая прибыль составила 644 000 рублей.

В 2014 году на месте депрессивной площадки в Никольском построили кондитерскую фабрику по производству карамели и леденцов. В планах было производить 3 000 тонн продукции в год. Называется карамель – «Распузырики». Но прибыли она не приносит: выручка фабрики в 2017 году сократилась почти вдвое – до 5,6 млн рублей, убытки сократились тоже, и значительно, – до 904 000 рублей вместо 15 млн в 2016 году.

Управляющая компания «Славянка» по итогам 2017 года отчиталась о выручке в 335,4 млн рублей и чистой прибыли в 3,67 млн рублей. Эти цифры – самые высокие за последние пять лет, особенно в сравнении с убыточным 2016-м.

Головная компания АО «Славянка Плюс» в 2017 году выручила от продажи чуть более 5 млрд рублей. Чистая прибыль, также после убыточного 2016 года, превысила 1,2 млрд рублей.

Сухари, печенье, торты

По коду 10.72 основного вида деятельности – производство сухарей, печенья, тортов, пирожных и т. д. – в Белгородской области действуют 17 организаций, несколько из них находятся в стадии ликвидации.

Выделяется на общем фоне кондитерская фабрика «Белогорье», чья выручка по итогам 2017 года превысила 1,7 млрд рублей, а чистая прибыль – 96 млн рублей.

Предприятие работает в регионе уже 76 лет, производит более 60 наименований печенья и вафель, минеральную воду, квас, пиво. Продукция расходится не только по России, но и в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Из мелких производителей уже долгую историю имеет кондитерский дом «Выпечка +», 39 работников которого принесли предприятию в 2017 году выручку в 21,1 млн рублей и чистую прибыль в 2,8 млн рублей. Предприятие начинало с ИП, а в 2016 году уже две фирмы объединились в Кондитерский дом.

Фото:belogorye-pk.ru

Россияне экономят на шоколаде

В последние годы россияне всё больше предпочитают горькому шоколаду молочный. Его делают из какао-масла, сахара и сухого молока. Растопленное масло смешивают с остальными ингредиентами и отправляют в темперирующую машину. Особенный вкус, блестящая поверхность и характерный звук при разламывании получаются за счёт резкого охлаждения и постепенного нагрева.

Дальше шоколад разливают в плитки и охлаждают до 10°С перед упаковкой.

Проигрываем европейцам

Три из четырёх шоколадок в российских магазинах – отечественные. Своё производство у нас открыли четыре из пяти ведущих мировых производителей. Часть продукции отправляют на экспорт в 60 стран. Но импорт, в основном из Европы, растёт быстрее, чем экспорт и внутреннее производство.

- Набор продуктов, который сейчас предлагается нашими коллегами из-за рубежа, больше соответствует предпочтениям, которые сегодня формируются в российском обществе. Я думаю, что подстроятся. Если отрасль на 90 % независима, понятно, что есть возможность подстраиваться, перестраиваться, изучать свой рынок. Сергей Катырин, президент ТПП России

Несмотря на рекордные показатели потребления сладостей в России в последние два года, нам есть к чему стремиться. В Европе, Канаде, США съедают до 35 кг сладостей в пересчёте на одного человека в год. При этом шоколада – больше 10 кг.

Развитие рынка российские кондитеры видят в росте доходов россиян. Мы будем употреблять ещё больше сладостей, если сможем себе это позволить.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter