Руки вниз. Почему жители России предпочитают молочный шоколад горькому

Аналитика
Руки вниз. Почему жители России предпочитают молочный шоколад горькому
12 марта 2019, 10:35Евгений ГрицковФото: pixabay.com
Россияне бьют рекорды по поеданию сладостей. Но на дорогих шоколадках стараются экономить.

Рекордное объедание

Уже два года подряд каждый россиянин в среднем съедает 24,5 кг сладкого в год. Так много шоколада и других кондитерских изделий мы не ели никогда раньше. Но не для всех отечественных кондитеров, в том числе и белгородских, настала «сладкая жизнь».

В целом отрасль на российском рынке растёт на 3-4 % в год. Как рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, в прошлом году изготовили 3,9 млн тонн кондитерских изделий.

Оборот российского рынка в 2018 году составил 1,6 трлн рублей. Наибольший сегмент занимают карамель, мармелад, пастила, халва. Шоколад им пока уступает. Третьи по объёму – мучные кондитерские изделия длительного хранения. На свежие торты и пирожные россияне тратят 140 млрд рублей в год.

Не «бурда» от Регины Бурд и Сергея Жукова

На российском кондитерском рынке работает полторы тысячи крупных производителей. Число мелких эксперты оценивают в 15 000.

Солист группы «Руки вверх!» Сергей Жуков вместе со своей женой – певицей Региной Бурд – заказал как-то на день рождения дочери кексы, но они не понравились. Родители рук не опустили и создали свою кондитерскую, вложив в неё 16 млн рублей.

Уже через год звёздные супруги открыли первое кафе. Сейчас у них пять точек продаж, 40 % продукции продают через интернет, планируют открыть франшизу.

По словам Регины Бурд, выгоднее работать на заказы.

- Самое прибыльное, что мы делаем для рынка, – это всё-таки заказная продукция. Прибыльность на единицу продукции там побольше, чем на поточной. Заказная продукция – процентов 30-50, а поточная – где-то 15 %.

Регина Бурд

Но компания певцов работает в половину своей потенциальной мощности. Расшириться хотят как раз за счёт франшизы.

«Славянка» и её проблемы

Та же беда и у старооскольской кондитерской фабрики «Славянка» – предприятие работает в одну смену. Но для крупных игроков выход из ситуации эксперты видят другой.

- Конечно, каждый бы хотел, чтобы поддержка была со стороны государства. Она нужна. Особенно в освоении новых рынков. Мы проводим вместе с РЭЦ [Российским экспортным центром] сессии, как выйти на экспортные поставки, как освоить новые рынки.

Сергей Катырин, президент ТПП России

Председатель совета директоров группы компаний «Славянка» Дмитрий Гусев отмечает, что россияне предпочитают экономить на сладостях.

- Мы замечаем серьёзную тенденцию к переходу потребителей на более дешёвые сорта кондитерских изделий, на экономсегмент. Нам приходится организовывать большое количество промомероприятий, скидок, которые также ведут к сокращению прибыли. Дмитрий Гусев

Кондитерская фабрика в Старом Осколе появилась ещё во времена СССР. В 90-е годы её акционировали, а в 2015-ом – местные инвесторы вышли за пределы региона, выкупив у норвежской «Оркла» фабрику имени Крупской в Санкт-Петербурге, «Волжанку» в Ульяновске и уральскую «Конфи» за 3 млрд рублей.

Фото:slavjanka.ru

Сейчас группа «Славянка» выпускает 125 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Сокращает издержки с помощью собственного производства какао-продуктов – это редкость в России. Но всё равно большинство ингредиентов закупается за рубежом, потому ни один кондитер не застрахован от роста цен на сырьё.

- У нас больше 60 % ингредиентов закупается в иностранной валюте – это то, что в России не растёт: арахис, орехи и в первую очередь какао-бобы. Также в последнее время мы видим сильное колебание в цене российского ингредиента – сахара. Только за последний год он подорожал больше чем на 30 %.

Дмитрий Гусев

Кондитерская фабрика «Славянка» по итогам 2017 года отчиталась о выручке в 4,2 млрд рублей. Чистая прибыль составила 637,3 млн рублей. Это хороший показатель, учитывая убыток 2016 года в 627 млн рублей. Но стоит отметить, что по итогам 2014 года компания получила более 3,2 млрд чистой прибыли.

Фото:slavjanka.ru

Не только «Славянка»

В Белгородской области зарегистрировано 11 компаний, занимающихся производством какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий. Только пять из них не входят в структуру «Славянки».

ООО «Конфектум» в Белгороде поставляет маршмеллоу, печенье, конфеты и вафли, а к 2020 году планирует построить фабрику по производству маршмеллоу в промышленном парке «Северный» в Белгородском районе. В месяц планируют выпускать от 150 тонн жевательного зефира, продавать – не только в регионе, но и по всей России и за рубежом. Стоимость проекта – 225 млн рублей.

В 2017 году выручка «Конфектума» превысила 203,9 млн рублей, чистая прибыль составила 644 000 рублей.

В 2014 году на месте депрессивной площадки в Никольском построили кондитерскую фабрику по производству карамели и леденцов. В планах было производить 3 000 тонн продукции в год. Называется карамель – «Распузырики». Но прибыли она не приносит: выручка фабрики в 2017 году сократилась почти вдвое – до 5,6 млн рублей, убытки сократились тоже, и значительно, – до 904 000 рублей вместо 15 млн в 2016 году.

Управляющая компания «Славянка» по итогам 2017 года отчиталась о выручке в 335,4 млн рублей и чистой прибыли в 3,67 млн рублей. Эти цифры – самые высокие за последние пять лет, особенно в сравнении с убыточным 2016-м.

Головная компания АО «Славянка Плюс» в 2017 году выручила от продажи чуть более 5 млрд рублей. Чистая прибыль, также после убыточного 2016 года, превысила 1,2 млрд рублей.

Сухари, печенье, торты

По коду 10.72 основного вида деятельности – производство сухарей, печенья, тортов, пирожных и т. д. – в Белгородской области действуют 17 организаций, несколько из них находятся в стадии ликвидации.

Выделяется на общем фоне кондитерская фабрика «Белогорье», чья выручка по итогам 2017 года превысила 1,7 млрд рублей, а чистая прибыль – 96 млн рублей.

Предприятие работает в регионе уже 76 лет, производит более 60 наименований печенья и вафель, минеральную воду, квас, пиво. Продукция расходится не только по России, но и в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Из мелких производителей уже долгую историю имеет кондитерский дом «Выпечка +», 39 работников которого принесли предприятию в 2017 году выручку в 21,1 млн рублей и чистую прибыль в 2,8 млн рублей. Предприятие начинало с ИП, а в 2016 году уже две фирмы объединились в Кондитерский дом.

Фото:belogorye-pk.ru

Россияне экономят на шоколаде

В последние годы россияне всё больше предпочитают горькому шоколаду молочный. Его делают из какао-масла, сахара и сухого молока. Растопленное масло смешивают с остальными ингредиентами и отправляют в темперирующую машину. Особенный вкус, блестящая поверхность и характерный звук при разламывании получаются за счёт резкого охлаждения и постепенного нагрева.

Дальше шоколад разливают в плитки и охлаждают до 10°С перед упаковкой.

Проигрываем европейцам

Три из четырёх шоколадок в российских магазинах – отечественные. Своё производство у нас открыли четыре из пяти ведущих мировых производителей. Часть продукции отправляют на экспорт в 60 стран. Но импорт, в основном из Европы, растёт быстрее, чем экспорт и внутреннее производство.

- Набор продуктов, который сейчас предлагается нашими коллегами из-за рубежа, больше соответствует предпочтениям, которые сегодня формируются в российском обществе. Я думаю, что подстроятся. Если отрасль на 90 % независима, понятно, что есть возможность подстраиваться, перестраиваться, изучать свой рынок. Сергей Катырин, президент ТПП России

Несмотря на рекордные показатели потребления сладостей в России в последние два года, нам есть к чему стремиться. В Европе, Канаде, США съедают до 35 кг сладостей в пересчёте на одного человека в год. При этом шоколада – больше 10 кг.

Развитие рынка российские кондитеры видят в росте доходов россиян. Мы будем употреблять ещё больше сладостей, если сможем себе это позволить.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter