Posted 10 декабря 2007,, 13:22
Published 10 декабря 2007,, 13:22
Modified 29 июля 2022,, 11:42
Updated 29 июля 2022,, 11:42
Напомним, что в прошлом сезоне оркестр с успехом сыграл 9-ю симфонию великого австрийского мастера. 10 симфоний Г. Малера, созданные с 1889 по 1910 годы, стоят на переломе двух эпох. Они отразили, с одной стороны, закат великой эры романтизма, прощание с её иллюзиями и идеалами, с другой – наполнены предчувствиями жестоких катаклизмов наступающего нового XX века. Жизнь Малера с юношеского возраста протекала как бы по двум руслам: в работе дирижёром (сначала в небольших, а потом и в крупных оперных театрах европейских столиц) и в сочинении музыки, которое происходило в летние месяцы, свободное от занятости в театре.
Если Малер-дирижёр, стоящий у истоков современной, эмоционально-непосредственной манеры дирижирования, вызывал безоговорочное восхищение, то Малера-композитора понимали очень немногие, духовно близкие ему современники.
Широко известны два высказывания Малера о своём творчестве: «Всю жизнь я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-то ещё страдает другое существо» и «Для меня создать симфонию – значит, средствами современной симфонической техники построить целый мир». Ведущая тема симфонического творчества Малера – конфликт человека и мира и поиски гармонии – с наибольшей полнотой и запечатлены в 5-й симфонии, созданной в 1902 году.
В игре Белгородского оркестра общий рельеф симфонии, просматривающийся как будто с огромной высоты, и подробности деталей в каждый момент времени были выполнены с покоряющей безупречностью. Нетрадиционная пятичастная структура огромной симфонии (общей продолжительностью более часа) имеет два гигантских кульминационных плато различного смыслового наполнения: драматическое исступление борьбы во 2-й части и воплощение гармонии, любви, красоты в знаменитом Адажиетто 4-й части.
«Замедленность» темпа в Траурном марше 1-й части чудесным образом не оборачивалась неподвижностью и статикой, но позволила сделать более весомой безысходно-трагическую начальную эмоцию. Крепнущая в последнее время собранность оркестра в симфонии Малера превратилось в ту целостность и единство, которое позволило адекватно воссоздать интеллектуально-художественный космос великого музыканта-гуманиста.
Премьера 5-й симфонии Малера в Белгороде имела место ровно 100 лет спустя после её первого исполнения в России, во время гастролей композитора в 1907 году в Петербурге. Пророческие слова Густава Малера, сказанные им о своей музыке – «Моё время придёт» – во всём мире исполняются уже давно, но сегодня, к большой радости, и у нас.
Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская