Posted 10 декабря 2007,, 13:22

Published 10 декабря 2007,, 13:22

Modified 29 июля 2022,, 11:42

Updated 29 июля 2022,, 11:42

Пятая Симфония Густава Малера прозвучала на сцене Овального зала

10 декабря 2007, 13:22
7 декабря в Овальном зале состоялась самая яркая премьера текущего филармонического сезона. Белгородской симфонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижёра заслуженного артиста Украины Рашита Нигаматуллина исполнил 5-ю симфонию Г. Малера.

Напомним, что в прошлом сезоне оркестр с успехом сыграл 9-ю симфонию великого австрийского мастера. 10 симфоний Г. Малера, созданные с 1889 по 1910 годы, стоят на переломе двух эпох. Они отразили, с одной стороны, закат великой эры романтизма, прощание с её иллюзиями и идеалами, с другой – наполнены предчувствиями жестоких катаклизмов наступающего нового XX века. Жизнь Малера с юношеского возраста протекала как бы по двум руслам: в работе дирижёром (сначала в небольших, а потом и в крупных оперных театрах европейских столиц) и в сочинении музыки, которое происходило в летние месяцы, свободное от занятости в театре.

Если Малер-дирижёр, стоящий у истоков современной, эмоционально-непосредственной манеры дирижирования, вызывал безоговорочное восхищение, то Малера-композитора понимали очень немногие, духовно близкие ему современники.

Широко известны два высказывания Малера о своём творчестве: «Всю жизнь я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-то ещё страдает другое существо» и «Для меня создать симфонию – значит, средствами современной симфонической техники построить целый мир». Ведущая тема симфонического творчества Малера – конфликт человека и мира и поиски гармонии – с наибольшей полнотой и запечатлены в 5-й симфонии, созданной в 1902 году.

В игре Белгородского оркестра общий рельеф симфонии, просматривающийся как будто с огромной высоты, и подробности деталей в каждый момент времени были выполнены с покоряющей безупречностью. Нетрадиционная пятичастная структура огромной симфонии (общей продолжительностью более часа) имеет два гигантских кульминационных плато различного смыслового наполнения: драматическое исступление борьбы во 2-й части и воплощение гармонии, любви, красоты в знаменитом Адажиетто 4-й части.

«Замедленность» темпа в Траурном марше 1-й части чудесным образом не оборачивалась неподвижностью и статикой, но позволила сделать более весомой безысходно-трагическую начальную эмоцию. Крепнущая в последнее время собранность оркестра в симфонии Малера превратилось в ту целостность и единство, которое позволило адекватно воссоздать интеллектуально-художественный космос великого музыканта-гуманиста.

Премьера 5-й симфонии Малера в Белгороде имела место ровно 100 лет спустя после её первого исполнения в России, во время гастролей композитора в 1907 году в Петербурге. Пророческие слова Густава Малера, сказанные им о своей музыке – «Моё время придёт» – во всём мире исполняются уже давно, но сегодня, к большой радости, и у нас.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"