Posted 12 октября 2007,, 05:09

Published 12 октября 2007,, 05:09

Modified 29 июля 2022,, 12:35

Updated 29 июля 2022,, 12:35

В Белгороде вновь звучит виолончель Марка Дробинского

12 октября 2007, 05:09
1-й концерт симфонического абонемента «Шедевры мировой музыки», прошедший 10 октября в Овальном зале, состоял из сочинений впервые исполненных (Элгар) или давно не звучавших (Сен-Санс, Мийо) в Белгороде.

Симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного артиста Украины Рашита Нигаматуллина сыграл «Энигма»-вариации Э. Элгара и виолончельные концерты Сен-Санса и Мийо (солист Марк Дробинский, Франция). Гость вечера, которого белгородские слушатели хорошо знают по выступлениям предыдущих лет, выглядел едва ли не как родственное лицо, отчего атмосфера в зале ощущалась по-особенному уютной, почти домашней.

Сэр Эдвард Элгар (1857–1934) считается первым крупным английским симфонистом европейского масштаба. До него симфоническая музыка в Англии была традиционно слабым звеном. По словам Бернарда Шоу, «Элгар занимает в английской музыке то же место, что Бетховен в немецкой». Прозвучавшие в первом отделении «Энигма»-вариации («Вариации на загадочную тему», «enigma» в переводе с английского означает «загадка»), написанные в 1899 г. – лучшее симфоническое сочинение Элгара, принёсшее ему мировую известность.

Произведение написано в стилистике позднего романтизма (большой состав оркестра, красочная оркестровка) и демонстрирует лучшие свойства музыки Элгара: мягкий, мечтательный лиризм; пышную праздничную помпезность как выражение полнокровности бытия и национально-патриотических чувств, свойственных викторианской эпохе; изящество и грацию скерцозности в специфически-английском «диккенсовском» проявлении юмора. Композицию темы с 14-ю вариациями, которые разворачивают галерею музыкальных портретов (каждая вариация изображает одного из обозначенных инициалами друзей композитора) пронизывает последовательно восходящий ряд кульминаций, выявленных Рашитом Нигаматуллиным увесисто и добротно.

Во втором отделении главенствовало живое тепло виолончели Марка Дробинского, звук которой – сильный, мягкий, певучий, очень чистый и сфокусированный – обладает беспредельной шкалой выразительности, свойственной лишь выдающимся мастерам. В одночастном концерте ля-минор № 1 (1872 г.) Камилла Сен-Санса (1835–1921) этот диапазон простирается от исступлённо-волевого напряжения начальной темы до нежной, бестелесной, «пастельной» звучности в диалоге солиста и оркестра в грациозном менуэте.

1-й виолончельный концерт (1934 г.) Дариуса Мийо (1892–1974) состоит из трёх внутренне-однородных, но контрастных между собой частей (как в старинной сюите). Концерт запечатлел жизнеутверждающее мироощущение композитора, уроженца Прованса (юга Франции, французского Средиземноморья). Он умел, как никто другой, заставить любоваться в своей музыке неутихающим праздничным карнавалом жизни (1-я и 3-я части проникнуты ритмо-интонациями провансальских и бразильских танцев; в 1-й части слышатся отголоски популярной джазовой мелодии Юманса «Чай вдвоём») и, вместе с тем, остро почувствовать трагизм бытия. В концерте Мийо Рашит Нигаматуллин заметно «уводил» оркестр на второй план, давая возможность наслаждаться красотой виолончели Марка Дробинского.

Программа концерта состояла не из самых знакомых «шлягеров». Однако и не слишком известную европейскую классику последних двух столетий публика принимала весьма горячо. Жаль тех, чьи немногие свободные места в этот вечер остались незанятыми.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"