Posted 12 октября 2007,, 05:09
Published 12 октября 2007,, 05:09
Modified 29 июля 2022,, 12:35
Updated 29 июля 2022,, 12:35
Симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного артиста Украины Рашита Нигаматуллина сыграл «Энигма»-вариации Э. Элгара и виолончельные концерты Сен-Санса и Мийо (солист Марк Дробинский, Франция). Гость вечера, которого белгородские слушатели хорошо знают по выступлениям предыдущих лет, выглядел едва ли не как родственное лицо, отчего атмосфера в зале ощущалась по-особенному уютной, почти домашней.
Сэр Эдвард Элгар (1857–1934) считается первым крупным английским симфонистом европейского масштаба. До него симфоническая музыка в Англии была традиционно слабым звеном. По словам Бернарда Шоу, «Элгар занимает в английской музыке то же место, что Бетховен в немецкой». Прозвучавшие в первом отделении «Энигма»-вариации («Вариации на загадочную тему», «enigma» в переводе с английского означает «загадка»), написанные в
Произведение написано в стилистике позднего романтизма (большой состав оркестра, красочная оркестровка) и демонстрирует лучшие свойства музыки Элгара: мягкий, мечтательный лиризм; пышную праздничную помпезность как выражение полнокровности бытия и национально-патриотических чувств, свойственных викторианской эпохе; изящество и грацию скерцозности в специфически-английском «диккенсовском» проявлении юмора. Композицию темы с 14-ю вариациями, которые разворачивают галерею музыкальных портретов (каждая вариация изображает одного из обозначенных инициалами друзей композитора) пронизывает последовательно восходящий ряд кульминаций, выявленных Рашитом Нигаматуллиным увесисто и добротно.
Во втором отделении главенствовало живое тепло виолончели Марка Дробинского, звук которой – сильный, мягкий, певучий, очень чистый и сфокусированный – обладает беспредельной шкалой выразительности, свойственной лишь выдающимся мастерам. В одночастном концерте ля-минор № 1 (
1-й виолончельный концерт (
Программа концерта состояла не из самых знакомых «шлягеров». Однако и не слишком известную европейскую классику последних двух столетий публика принимала весьма горячо. Жаль тех, чьи немногие свободные места в этот вечер остались незанятыми.
Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская