Posted 4 октября 2007,, 12:52

Published 4 октября 2007,, 12:52

Modified 29 июля 2022,, 12:35

Updated 29 июля 2022,, 12:35

Шквал аплодисментов великому классику

4 октября 2007, 12:52
В Белгороде открылся очередной, 41-й сезон филармонии. «Изюминкой» обеих вечеров открытия сезона (2 октября в Овальном зале и 3 октября – в зале филармонии) стало участие знаменитого, почти легендарного Василия Ланового, читавшего в переполненных залах пушкинскую «Метель». Но в одном ряду с ним можно поместить вторую симфонию Рахманинова в исполнении оркестра под управлением главного дирижёра оркестра, заслуженного артиста Украины Р. Нигаматуллина.

Вторая симфония ми-минор в четырёх частях (одна из лучших русских симфоний начала XX века) – наиболее весомый вклад белгородского оркестра в юбилейный год чествования памяти славы и гордости русской музыки – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). В самом начале 1909 года в связи с выступлениями Рахманинова в Москве критик Ю. Энгель писал: «Последние годы Рахманинов живёт за границей, изредка наезжая в Россию только для концертов. Там, в тиши уединения, вероятно, лучше пишется. И это может только радовать всех, кто ценит рахманиновский талант, один из самых сильных в современной русской музыке, много давший и ещё больше обещающий. Художественная личность молодого композитора, которая уже теперь пользуется крупным авторитетом, характеризуется серьёзной сосредоточенностью и сочетанием мощного напора с самодисциплиной. В Дрездене, где Рахманинов с семьёй прожил три сезона, выезжая каждый год на летние месяцы в имение жены Ивановку Тамбовской губернии, среди прочих крупных сочинений была закончена начатая в России вторая симфония – провидческая поэма о России. В письме Рахманинова его другу М. Слонову читаем: «Я работаю очень много и чувствую себя очень хорошо»».

По словам одного из самых серьёзных исследователей творчества Рахманинова В. Брянцевой, «ни одна из русских симфоний не имеет больших прав именоваться русской песенно-лирической симфонией, чем 2-я Рахманинова». В симфонии господствует стихия русского песенного интонирования наряду со стремительным движением и ритмическим напором. Музыкальная ткань насыщена подголосками, «поёт» – симфония посвящена одному из учителей Рахманинова, выдающемуся композитору-полифонисту С. Танееву. В ней особый, приближающийся к вокально-хоровому изложению, тип оркестровки с исключительной ролью струнных.

Белгородским исполнителям удалось воссоздать понорамные, как бы с высоты большого полёта, но целостные и законченные до деталей национальные образы-картины – от незабываемых рахманиновских музыкальных пейзажей с их удивительной русской красотой темами-«далями» (лирическая кульминация третьей части) до метельных вихрей и маршевых натисков второй и четвёртой частей, которые, однако, не оставляют ощущения (в отличие от 3-й симфонии Рахманинова) победоносно-торжествующего зла. Умеренно-плотное, но мягкое звучание оркестра было должным образом пластично и заслуживает самых высоких похвал как в целом, так и в звучании отдельных групп, в том числе духовых. Нельзя не отметить запомнившиеся соло – скрипки (Ирина Бывальцева), кларнета (Юрий Макаренко), английского рожка (Алексей Гапошин).

Первое исполнение второй симфонии Рахманинова в Белгороде имело место почти столетие спустя после дореволюционных премьер в обеих русских столицах – в Петербурге в конце января 1908 г. и в Москве две недели спустя. Но, как и тогда, говоря словами Ю. Энгеля, «публика с неослабевающим вниманием прослушавшая все четыре части, с изумлением заметила, что прошло более пятидесяти минут». И столетие спустя в зале, где звучала музыка Рахманинова, некоторое время стоял шквал аплодисментов.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"