Posted 7 октября 2005,, 13:05

Published 7 октября 2005,, 13:05

Modified 29 июля 2022,, 12:41

Updated 29 июля 2022,, 12:41

Если бы бой был между тренерами…

7 октября 2005, 13:05
После победы Федора Емельяненко в Японии в поединке за звание чемпиона мира по боям без правил, со спортсменом наперебой общались представители различных СМИ. Он давал многочисленные интервью как триумфатор, автор громкой победы для своей страны. Однако есть люди, трудами которых также ковался этот чемпионский пояс. Мы решили побеседовать с тренером Федора Емельяненко Владимиром Михайловичем Вороновым.

- Владимир Михайлович, сколько лет Вы уже занимаетесь тренерской деятельностью?

- Около двадцати лет.

- Не секрет, что бои без правил – очень специфический спорт. Какой стимул существует у Вас, как у тренера, для того, чтобы обучать мальчишек этому виду единоборств?

- Дело в том, что бои без правил – очень разнообразный вид спорта. Я подчеркиваю: вид спорта, потому что это действительно спорт. Бои без правил дают тренеру возможность развиваться гораздо глубже, чем в любой другой борьбе, потому что это универсальный вид спорта. Федор не раз говорил в своих интервью, что ему приходится изучать многие виды единоборств. Так и тренер – растет вместе со спортсменом, и ему нужно изучать ударную технику рук, ног и все виды борьбы, начиная с вольной и классической, дзюдо, самбо.

- Какие еще специализированные знания нужны тренеру по боям без правил и боевому самбо?

- У нас в стране есть хорошие физкультурные вузы, где изучают анатомию, психологию, физиологию, спортивную медицину. Я, как тренер, разумеется, все это изучал.

- Но ведь в большом спорте необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы идти в ногу со временем…

- Я считаю себя не последним специалистом в стране, поэтому постоянно читаю специальную литературу.

- Кстати, в нашей стране хватает такой специальной литературы по единоборствам? Или приходится пользоваться зарубежной?

- Российская школа боевых видов спорта – сильнейшая в мире. В некоторых дисциплинах в нашей стране прошли гораздо дальше, чем в остальном мире, поэтому нет необходимости читать литературу на зарубежных языках. Наоборот, иностранцы у нас учатся.

- Возвращаясь к бою с Мирко КроКопом за звание чемпиона мира. Были ли внесены какие-то коррективы в план подготовки Федора Емельяненко к этому поединку в связи с травмой руки?

- Нет, никаких коррективов мы не делали, а приспосабливали запланированные сборы к состоянию здоровья Федора. Первый сбор мы провели в Кисловодске, где спортсмен тренировался с гипсом, практически не мог совершать никаких действий правой рукой. Поэтому основной упор тогда был сделан на физическую подготовку и работу ногами – мы много бегали. Дальше - продолжили тренироваться в Приэльбрусье, там уже Федор понемногу мог бороться и работать правой рукой, но, конечно, не в полную силу. Опять же, на этом сборе мы занимались специальной физической подготовкой – тренировались на высоте свыше 3000 метров над уровнем моря. Можно сказать, что колоссально отработали этот сбор. А уже перед самым боем подготовка проходила в Голландии, где Федор все еще не мог бороться и по-настоящему работать правой рукой. Поэтому во время боя для хорвата было неожиданностью, что Федор не бросался в борьбу, а работал с ним в стойке. Обычно при бое с Мирко все пытаются перевести его в партер, завязать борьбу, а Федор его просто бил. Бой мог бы закончиться и намного раньше…

- Почему решили один из тренировочных сборов провести именно в горах?

- Существует определенная система подготовки, давно уже отработанная в единоборствах. Мы эту систему апробировали на себе перед боем с Ногуейрой. Высокогорье идеально подходит для более сложной и глубокой подготовки.

- Есть ли что-то такое, что Вы запрещаете делать Федору перед самым боем?

- Федор – настолько профессиональный спортсмен, что сам чувствует перед выходом на ринг, что ему нужно, а что – нет. Он уже довольно давно в спорте, как в профессиональном, так и в любительском, поэтому при подводке к соревнованиям ему уже не нужно ничего подсказывать. Он сам чувствует, где, когда и что надо сделать. Отталкиваться нужно только от самочувствия спортсмена: когда лучше отдохнуть, когда сделать массаж и т.д. Но это очень индивидуально, поэтому коррективы всегда вносятся перед самым боем в той или иной степени.

- Есть ли у вас какие-то свои приметы? Или, быть может, предчувствия перед боем?

- Я абсолютно не мнительный человек. Когда я выхожу на ринг, то сам готов противника загрызть, так что мне все эти предчувствия… Если бы бой был между тренерами… Тонкие нервные материи меня не интересуют.

- Трудно ли придумывать для каждого боя что-то особенное, чем можно удивить соперника?

- Естественно, что все противники просматривают записи боев Федора, изучают все тонкости его борьбы, сейчас практически все школы боев без правил срисовывают его технику ведения поединка. Поэтому к каждому бою приходится готовить какую-то «изюминку». Придумать можно много чего, но я сейчас все карты раскрывать не буду. Просто к каждому бою, в зависимости от будущего соперника, нужно готовиться по-особому. Вот, например, с Ногуейрой у нас была одна тактика, с Мирко – другая, но в обоих случаях Федор победил. В любом случае, - и для одного, и для другого наша тактика явилась полной неожиданностью. Как говорил Суворов, победить – значит, удивить.

- Чему учатся на тренировках у Федора другие спортсмены?

- Как я уже говорил, бои без правил – настолько специфический вид спорта, что поучиться на тренировки к Федору приезжают многие спортсмены. Говоря языком футбола, он – «играющий тренер». Многие спортсмены, занимающиеся боями без правил, пытаются перепрыгнуть большой отрезок времени и работы. Они зачастую хотят схватить сливки, не понимая, что это лишь верхушка айсберга. Все то, что Федор умеет, нельзя показать в одной тренировке, это нужно прочувствовать и понять в результате многолетней работы.

- Не обидно ли Вам, что о Федоре так мало знают на его родине, в Белгородской области?

- Все зависит далеко не от нежелания людей знать своих спортсменов, а от уровня жизни. За рубежом люди могут позволить себе купить билет на бои без правил – вид спорта, который является для них хобби. А ведь билет стоит несколько сотен долларов. У нас же в стране многих людей интересуют элементарные вещи, такие, как выживание. Сегодня у нас еще есть деревни, где на домах соломенные крыши и до сих пор нет телевидения. А в Японии в самой захудалой деревне на крышах домов – спутниковые антенны.

- А как Вы относитесь к тому, что на трибунах практически нет русских болельщиков?

- Когда выходишь на бой, некогда обижаться. Зал, независимо от того, в какой стране происходит бой, всегда поддерживает спортсмена, который работает более активно, который стремится победить. В этом отношении японская публика очень демократична.

- И все же, почему в России так мало проводится боев без правил?

- Во-первых, у боев без правил не существует собственной федерации. В России проводятся бои по панкратиону, версии М1, но такой структуры, которая свела бы все это воедино, до сих пор нет. Во-вторых, нужен человек, который своей энергией будет бороться за популяризацию боев без правил. А этому человеку нужны единомышленники на уровне Госкомспорта, которые помогли бы провести эту идею на уровне государства, нужны полномочия. Кроме того, необходимы центры для занятий боями без правил по всей стране, а для этого нужны целевые программы, финансирование, образование, юридическая защита бойцов. Только при наличии всех этих и еще многих других условий можно будет говорить о каком-то календарном плане соревнований.

- Есть ли у нас в России талантливая молодежь, способная продолжить дело Федора?

- Вот, скажем, сейчас у нас есть перспективный молодой человек – Дима Самойлов, который ездил с Федором на сборы в Приэльбрусье. В него наш областной спорткомитет не вложил ни копейки, а парень, не выезжая дальше определенных пределов, умудрился стать чемпионом России. Значит, талантливые ребята есть. Но у нас попросту нет денег, чтобы «прокатывать» их по различным соревнованиям и сборам. А таких ребят могло бы быть гораздо больше, на порядок! И было бы Федору, на кого опереться. А сейчас получается, что ребятам приходится уезжать в Питер, чтобы тренироваться, потому что здесь им не с кем бороться. Молодых спортсменов крайне трудно удержать, не давая им ничего. Вот и получается, что в 16-17 лет они задумываются над тем, как зарабатывать деньги. Спорт сейчас во многих случаях – невыгодная профессия, потому что у спортсменов нет никакой юридической защищенности. Стоит только получить сколько-нибудь серьезную травму, и на карьере можно поставить крест. Это Федору повезло, что он прошел свой путь без значительных повреждений и добился таких высот. Но это – его личная заслуга, не всем так везет, ребятам нужна поддержка. И это, на мой взгляд, самая острая проблема, которую нужно решать.

- Не задумывались ли Вы над тем, чтобы написать пособие для начинающих бойцов?

- Сейчас в проекте находится учебное пособие по боям без правил, а также обучающие фильмы. Но это все только в проекте. Просто нужно все эти занятия совместить с подготовкой к турнирам и другими делами. А вообще есть подобные предложения, в основном, из-за рубежа.

Светлана Гриценко

"