Posted 30 июня 2005,, 14:38

Published 30 июня 2005,, 14:38

Modified 29 июля 2022,, 12:42

Updated 29 июля 2022,, 12:42

Отдыхающих детей во время рейда не обнаружено

30 июня 2005, 14:38
Очередной рейд в рамках операции «Подросток» проведен 30 июня работниками муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» и управления внутренних дел города Белгорода.

Участникам рейда предстояло посетить социально-неблагополучные семьи, чтобы выяснить, чем занимаются воспитывающиеся здесь дети, есть ли какие-то проблемы, которые можно решить совместными усилиями. Путь наш лежал в южную часть города, подведомственную городскому отделу милиции № 4. Дорогу водителю уверенно указывает инспектор по делам несовершеннолетних О.В.Толстолуцкий. Наш социально-милицейско-журналистский десант высаживается около небольшого домика по улице Дальней Садовой.

Как только открываем калитку, замечаем заброшенность и беспорядок во дворе: в человеческий рост сорняки, куча мусора, среди которого беспомощным островком белеет кукольная туфелька… Но то, что творится в самом доме, способно свалить наповал даже человека со стальными нервами. Полусгнившая деревоплита под толстым слоем грязи – это пол. Оборванные обои под потолком, у дверных косяков. Вместо стекол в окнах – фанера. Из мебели – какие-то полуразваленные шкафы-шифоньеры вековой давности с развешенными на дверцах тряпками, заваленные грязными одеялами лежанки, которые в свое, очень давнее время были, очевидно, диванами и кроватями. Разноцветное мятое тряпье раскидано всюду, вещи в полнейшем беспорядке на колченогом столе и крышке так называемого холодильника: тарелки рядом с тушью для ресниц, рассыпанные румяна вперемешку с грязными вилками… Из бытовой техники – электроплитка, на которой двухлитровый чайник можно согреть часа за два. Газ к дому подведен, но отключен за неуплату. Хозяйка не то испугана, не то сконфужена, поначалу никак не поймет, чего от нее добивается заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семьи В.Н.Голоус. Слушая ответы на вопросы Анны Васильевны (так назовем первую героиню повествования), рисуем мысленно не слишком радостную картинку ее жизни. Выйдя замуж, родила двоих детей. С мужем жили не очень долго и не слишком хорошо. Поначалу «благоверный» прикладывался по праздникам, а потом - все чаще и больше. Стал к тому же погуливать. А по пьянке – и жену бить. Разошлись. Но и после развода у Анны появилось еще двое детей. Последнюю девочку, которая в нынешнем году пойдет в школу, бывший муж «не признал». Платит алименты на одного ребенка, поскольку старшие уже совершеннолетние. Пособие на детей – еще один источник дохода. 140 рублей в месяц на двоих. Многодетная мать уже несколько лет не работает, хотя имеет специальность агронома. Объясняет, что 12 лет назад получила травму позвоночника, да и дети маленькие были. «А где же они, кстати?» – интересуются у Анны Толстолуцкий и Голоус. Старшая дочь, объясняет «заботливая» мамаша, ушла вместе с отцом после развода. Остальные сейчас… у свекрови. Хоть и бывшая, а все же – «своя кровь». Живет в «городской» квартире. А этот неухоженный, неуютный домик стал местом жительства хозяйки и ее троих детей после «семейного» размена прекрасной четырехкомнатной квартиры. «Дом на детей записан, - поясняет хозяйка. – Он им в наследство останется». Но достаточно ли для детей такого «наследства»? Какой пример покажет им мать, чему научит будущих жен и хозяек? Но участники рейда далеки от мысли предпринимать какие-то «карательные» меры. Советуют: устройтесь на работу, мы поспособствуем.

Очень хочется сказать на прощанье чисто по-бабски: ты хоть грязь выскреби, посуду помой. Но язык не поворачивается: а кто знает, что у нее на душе? А если израненная душа обитает еще и не в слишком здоровом теле, а пожаловаться некому, как некому ее и пожалеть… Хорошо, хоть не пьет. На прощанье Анне дают телефоны Центра помощи семьи и детям рекомендуют обратиться к психологу – такой специалист есть и в самом Центре. Такой же Совет участники рейда дают и Алене, которая проживает на улице 8 Марта. Здесь дом можно было назвать «полной чашей»: и комнаты просторные, и мебель хорошая, и шторы красивые, и телевизор импортный в углу работает, да вот запущено все до невозможности. Наличие в доме маленького ребенка – налицо. Игрушек много, бельишко детское. Но и тут видим раскиданные вещи: что на полу валяется, что висит на красивой мягкой мебели. На полках светлой «стенки» - хрусталь, искусственные цветы, книги. Книг много и разных, видно, что библиотеку собирали много лет. Если бы не некоторые нюансы, вполне можно было предположить, что вполне интеллигентные люди живут. А у хозяйки вид – явно не для приема гостей. Личико помятое, опухшее, похоже, что синячки просвечиваются на щеке и у правого глаза. Повод для визита – жалобы соседей, что дочка-дошкольница бегает по улицам голодная, домой до вечера попасть не может, потому что родители вдвоем за запертой дверью пьянствуют. Алена сначала встречает неожиданных визитеров агрессивно, но в конце концов ударяется в слезы, пытается объяснить: муж у нее второй, сын от первого брака с бабушкой живет, а нынешний супруг любит за воротник «заложить», начинает права качать, а потом – и до рукоприкладства доходит. «Я все сама заработала, - уверяет нас хозяйка. – И машина моя, он на ней как полноправный хозяин ездит. Но я больше терпеть побои не смогу!» Похоже, здесь можно говорить об алкоголизме как о болезни. Но пока женщина это осознает, пытается как-то бороться с бедой. «Только в садик не звоните, чтоб дочкины воспитатели ничего не знали!» – уговаривает она участников рейда. «Вы же еще совсем молодая, красивая! Попробуйте взять себя в руки, - убеждает Алену главный специалист отдела анализа и координации по семейной политике Центра семьи и детей, секретарь координационного Совета округа № 4 С.А.Боровенская. – Если трудно самой выйти из этого порочного круга – приходите к нам, в Центр семьи!» Беженцы из Казахстана Вороновские оказались в крайне сложной ситуации, если не сказать – безвыходной. Живут они в самодельной избушке, по сравнению с которой та, что на курьих ножках – дворец.

Приехали большой семьей, теперь остались старушка-мать с дочерью да ее сын Сережа. Мальчику 14 лет, но последнюю четверть в школу не ходил. Якобы, учителя плохо относятся к нему. Но, побывав в хибарке с земляным (!) полом и кирпичной печкой посередине, просто представить невозможно, что здесь можно не то что учиться, а жить – есть, спать… Вокруг хибарки – аккуратно ухоженный огородик, козочки, гуси и множество собак всевозможных мастей, пород и возрастов. Обе женщины возились на огороде, гостей встретили вполне радушно, только очень стеснялись своего уродливого жилища. В общем-то, проблемы их и соцработникам, и милиции давно известны. Но решить их при отсутствии гражданства, регистрации – крайне сложно. «Ну, а где же Сережа?» – спрашиваем у хозяек. «Пошел на работу устраиваться», - не моргнув глазом отвечает мама.

На языке вертится вопрос: «А как же он будет устраиваться, если у него даже паспорта нет?» Но вовремя одергиваю сама себя. Что толку добавлять масла в огонь? Да и что может найти для себя 14-летний пацан? Когда возвращаемся в город, аккуратные домики вокруг по сравнению с тем, который мы сейчас посетили, кажутся сказочными замками. «А где же они воду берут?» - спохватывается уже у городской окраины один из коллег-журналистов. К сожалению, не застали дома мы и Андрея, воспитанием которого занимается фактически одна бабушка-опекун. «Убежал на речку с друзьями», - объясняет старушка. Но инспектор Толстолуцкий говорит, что эта семья, несмотря на определенные трудности и преклонный возраст бабушки, вполне благополучная. Мальчик занимается спортом, неплохо учится. Но семья нуждается в финансовой помощи. И соцзащита предлагает бабушке помощь в виде одежды. Договариваются о встрече. Ни одного ребенка за время рейда нам встретить так не удалось. Не только в тех семьях, где планировалось, но и в дороге, и на улицах пригорода. А, может быть, мы просто плохо смотрим и потому и не замечаем, как живут дети вокруг нас? И если родителям по разным причинам недосуг заниматься подрастающим поколением, то не пора ли и правда взяться за решение этих проблем всем миром?

Специально для ИА «Бел.Ру» Тина Тимская

"