Posted 16 февраля 2020,, 22:08

Published 16 февраля 2020,, 22:08

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Малый и средний бизнес в ожидании сетевой реформы

16 февраля 2020, 22:08
Новые реформы Министерства энергетики изменят принципы перекрестного субсидирования в стране. Планируется повысить тариф для компаний, которые питаются от магистральных сетей, и снизить его для тех, кто подключен к распределительным. В результате социальная нагрузка будет переложена на крупные корпорации.

Истоки перекрестного субсидирования находятся в 1990-х годах, когда правительство стремилось освободить граждан от части платежей за электроэнергию: их взял на себя бизнес разного масштаба. На сегодня, как отмечают эксперты, общий объем этого субсидирования превышает 320 млрд рублей в год. С единственной оговоркой, что львиную долю социальной нагрузки несут не крупные корпорации, а субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ситуация сложилась из-за тарифной политики последних лет и особенностей подключения потребителей к энергосистеме страны. Так, потребители малой и средней мощности традиционно подключаются к распределительным сетям. А крупные потребители — к магистральным. Но установленные тарифы привели к тому, что объем средств на цели перекрестного субсидирования стал поступать от тех компаний, что подключены к распределительным сетям. А крупный бизнес, несмотря на его гигантские объемы потребления, во многом утратил эту социальную функцию.

Сергей Пикин из Фонда энергетического развития называет ситуацию с перекрестным субсидированием «глобальной». Однако до сих пор правительство не брало на себя ответственность решить ее по-настоящему. Но когда объем этих средств уже достиг трехсот миллиардов, необходимость перемен очевидна.

Министерство энергетики предлагает распределять социальную нагрузку по принципу справедливости. Этого можно достичь дифференциацией тарифов: предполагается, что с 2021-го тариф для потребителей "магистральной энергии" возрастет. А те компании, что подключены к распределительным сетям, станут платить меньше.

В свою очередь Наталья Готова из департамента по связям с госорганами Ассоциации НП ТСО говорит, что крупные корпорации недовольны этой инициативой. Пользуясь сменой правительства, они пытаются убедить всех, что дифференциация тарифов несет вред. Хотя польза этой инициативы очевидна: функции восполнения части затрат, которые несут энергетические компании при электроснабжении физических лиц, будут возложены на тех игроков, кто многие годы был от них освобожден.

«В результате тариф для малого и среднего предпринимательства до 2023 года может сократиться на шесть-семь процентов», — делает прогноз Готова.

По поручению вице-премьера Юрия Борисова уже создана специальная группа в правительстве. Ей предстоит оценить, как предложенная инициатива отразится на экономических показателях регионов. В марте результаты подсчетов позволят сделать вывод, нужны ли какие-то корректировки в эту систему. Пока же остается актуальной ситуация, когда малый и средний бизнес оплачивает счета крупного, пишут “Новые известия”.

"