Профильное обучение – ориентир на рынок труда

Профильное обучение – ориентир на рынок труда

10 июля 2004, 18:09
Общество
В Белгородском региональном институте повышения квалификации директора школ области, методисты, специалисты органов управления образования  обсуждали организацию профильного обучения в общеобразовательной школе.

 

Правительство  Российской  Федерации 9 июня 2003 г.  приняло Постановление о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.  Эксперимент по введению профильного обучения в старших классах рассчитан  на три года. Основная задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, в отработке гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Переход к профильному обучению преследует основные цели:

-          обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

-         создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

-         способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-         расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Разработчик концепции профильного обучения Анатолий Пинский – директор Центра социально-экономического развития школы, советник Министра образования и науки РФ, видит  главную цель   профильного обучения в том, что при организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся. «Наша школа не учит детей выбирать. Педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные  курсы и др.  Профильное обучение не ставит целью дать детям профессию и не является производственным обучением, так же элитным образованием или полным заменителем универсального (непрофильного) обучения

».

Прежде всего, это работа по индивидуальным учебным планам, гибкое формирование классов и учебных групп, проектные и дистанционные методы обучения. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Эксперимент уже проходит в ряде школ Москвы, Ярославля, Самары, Перми, Нижнего Новгорода.

В Белгородской области к реализации эксперимента приступают с 1 сентября 2004 года. Определено 43 общеобразовательных учреждения области, реализующих в порядке эксперимента программы предпрофильного и профильного обучения (см. таблицу). Каждая  базовая школа выбрала один или несколько профилей:

1.      Социально-гуманитарный

2.      Физико-математический

3.      Химико-биологический

4.      Информационно-технологический

5.      Филологический

6.      Агро-технологический

7.      Социально-экономический

8.      Оборонно-спортивный

 

Если дети хотят изучить несколько профилей, то они могут приходить в базовую экспериментальную школу и там обучаться выбранному предмету, исходя из этого, формируются гибкие учебные группы и индивидуальные планы. В идеале ученик, например, одной из Белгородских школ может изучать углублённо информатику в СОШ№49, экономику в гимназии №1, а литературу в гимназии №5, в школе искусств обучаться игре на гитаре, ходить на футбол в спортивную школу, и это будет отражено в его «портфолио». Должна заработать единая муниципальная образовательная сеть. Другое дело - как быть сельскому школьнику.

На совещании в БелРИПКППС по организации профильного обучения обсуждались многие проблемы,  с которыми столкнулись руководители экспериментальных школ:

1.      Финансирование,

2.      Система оплаты труда педагогов,

3.      Нехватка квалифицированных кадров, способных полностью перестроить свою систему работы;

4.      Обеспеченность учебниками, методическими  и наглядными пособиями,

5.      Разработка учебных программ, учебных  планов  элективных курсов (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы),

6.      В сельских школах - малая наполняемость классов учениками,

7.      Психологическая проблема – школы не хотят отпускать своих талантливых учеников  в профильные классы.

8.      А самое главное – недопонимание педагогами на местах главной идеи разработчиков эксперимента.

 

На недавнем заседании федеральной рабочей группы по профильному обучению, которая собиралась в Москве, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что задача школы «научить человека учиться, а для этого у него должна присутствовать прочная база знаний, на которую он всегда будет опираться. Необходимо найти баланс между профильным обучением и академическим образованием, которым мы все так гордимся».

 

 

Специально для ИА «Бел.Ру» Ирина Будагянц

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter