Алексей Волин: У СМИ больше нет монополии на информацию

Алексей Волин: У СМИ больше нет монополии на информацию

6 июня 2016, 18:10
Общество
Оксана Артемова
6 июня в Москве, в здании МИА «Россия сегодня» открылся форум «Новая эпоха журналистики: прощание с мейнстримом» с участием редактора ИА «Бел.Ру» Оксаны Артемовой. 

Мероприятие посвятили 75-летию образования Совинформбюро – первого российского агентства, которое родилось на третий день после начала Великой Отечественной войны и было ориентировано на работу за рубежом.

Открыл форум замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он рассказал об основных тенденциях, с которыми сталкивается современный журналист.

По его словам, у современных СМИ уже давно нет монополии на информацию, потому что потребители больше не считают их единственным источником информации. Сегодняшние технологические возможности позволяют любому человеку производить собственный контент, причём как тексты, так и видео. Например, чтобы создать нормально работающую телевизионную студию, сегодняшние затраты человека могут уложиться в 5000 долларов США.

Публика больше не желает быть пассивным потребителем информации, она хочет быть вовлечённой в процесс её создания и обсуждения, поэтому современные информационные продукты требуют интерактивности. Чистая журналистика уступила место медиапроизводству и медиапотреблению, и человек хочет сочетания информации с развлечением. Информация поступает людям не напрямую, а через технологические устройства (гаджеты), и на форму подачи информации влияет то устройство, через которое он его получает. Это создает конвергентную журналистику.

Информационные агентства уходят от бизнес-модели, когда потребитель платит за подписку, потому что люди получают продукт напрямую и не готовы за него платить, зная, что монополии на информацию нет. Поэтому бизнес переходит в рекламные сервисы и смещается от потребителя к заказчику.

Общество живёт в условиях переизбытка информации, а это значит, что главный фактор сейчас – время на поиск информации и полезность того, что производится. Поэтому побеждает тот, кто создает интересный, удобно упакованный контент. В СМИ меняется рекламная модель: баннеры и модули перестают работать, работает текст и то, что не выглядит искусственной вставкой. Поэтому реклама стала контекстной, интегрируется вовнутрь. Плюс появляются дополнительные опции: платные блоги, пресс-релизы, создание мероприятий. То есть современные СМИ переходят от пассивного писания к активным новостям, события генерируются и создаются.

Несмотря на множество игроков, создавать профессиональный интересный контент могут только большие компании, поэтому новые медиа только разносят и мультиплицируют их продукт, но не являются источником информации.

Обсудили участники и проблемы развитие народной, гражданской журналистики. Создаётся мощный фон информационного шума, и в этом потоке сложно ориентироваться. СМИ вытесняют данные социальных сетей. В этом есть плюсы: люди сами становятся журналистами и источниками информации. Они сами научились генерировать новостные поводы и раскручивать их. Меняется скорость доведения информации, но мы уходим от самого главного – от достоверности, ответственности, возможности проверки, отсутствия какой-либо прививки от манипуляции, когда под видом гражданской журналистики часто вбрасывается информация для манипулирования сознанием людей. Например, подменяются кадры обстрелов одного населённого пункта другим.

Говорили также о безопасности журналиста на примере арестов корреспондентов в Турции и убийств на Украине, о двойных стандартах в журналистике и экстремистской информационной кампании в социальных сетях.

Генеральный директор и главный редактор Сирийского арабского информационного агентства SANA Ахмад Дава поведал об антисирийской информационной кампании. Об остановке в сфере журналистики в своих странах рассказали председатель совета директоров медиагруппы Al Mayadeen TV Гассан Бен Джиддоу (Ливан) и эксперт The Telegraph Media Group Лиам Халлиган (Великобритания).

Но все участники форума единогласно пришли к выводу о том, что на фоне зыбкости информации у профессиональной журналистики есть колоссальная возможность для возрождения за счёт объективности, достоверности и профессиональной этики. Журналистика остаётся популярной профессией. Тенденции вселяют оптимизм, потому что общество требует интересной, профессиональной и разнообразной информации.

Также 6 июня в рамках форума информационное агентство Sputnik подписало соглашения с Сирийским арабским информационным агентством SANA и медиагруппой  Al Mayadeen TV.

Завтра, 7 июня, перед участниками форума выступят основатель и главный редактор WikiLeaks Джулиан Ассанж, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, советник президента РФ Герман Клименко и другие почётные гости. 

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter