Posted 17 июня 2016,, 09:26

Published 17 июня 2016,, 09:26

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

Органный концерт в Белгороде: все грани музыкальной истории

17 июня 2016, 09:26
Сезон концертов в Органном зале Белгородской государственной филармонии подошёл к концу. На финальном вечере 16 июня музыкант Тимур Халиуллин представил своим гостям современные произведения, которые никогда не исполнялись на органе, дополнив их мощной музыкой Баха, Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что на заключительном органном вечере гостей ждало много необычных сочетаний мелодий и инструментов, открыл концерт, как и положено, «король» зала – величественный орган. Зазвучал Концерт № 2 ля-минор в трёх частях И. С. Баха.

Всем известно, что Бах был величайшим органистом в истории музыки. И эта одна из тех его работ, которую стоит услышать. Вопреки распространённому мнению о том, что музыка органа – это исключительно религиозное наполнение, отметим, что это далеко не так, и Бах вас в этом убедит.

Не секрет, что он переписывал произведения многихфранцузских и итальянских композиторов. Те, что цепляли его душевные струны, Бах брался перекладывать, чтобы понять их неординарный музыкальный язык. Он переложил несколько скрипичных концертов Вивальди, один из них – Концерт № 2 ля-минор в трёх частях, который Тимур Халиуллин представил своим гостям. Концерт ля минор – неожиданная органная композиция. Бесспорно, яркая и возвышенная. Она передаёт слушателям своё игривое настроение, а части заметно связаны между собой нотной линией.

После такой сравнительно лёгкой композиции ценителей классической музыки ждал настоящий эстетический подарок – заключительный раздел мессы Agnus Dei («Агнец Божий»). Изначально эта месса считалась католическим песнопением, но спустя время в ней разглядели светские нотки, которые вывели произведение «в свет».

Сегодня Agnus Dei исполняют на сценах выдающихся филармоний. Белгородский органный зал подхватил эту волну. Гостям вечера посчастливилось услышать сразу три совершенно разных варианта этой части мессы. Все они наполнены абсолютно разными чувствами.

Музыка Баха в переложении Тимура Халиуллина для скрипки, виолончели и клавесина мягкая. Как говорят исследователи творчества этого композитора, Agnus Dei Баха – это наилучший пример чувства, находящегося под контролем разума.

В противовес ей на сцене зазвучали версия Жоржа Бизе и Реквием Джузеппе Верди. Возникает вопрос: «Как среди месс оказался знаменитый реквием?» Всё оправданно. Реквием – это та же месса, только заупокойная, обязательной частью в ней идёт Agnus Dei. Наряду с «Реквиемом» В. А. Моцарта работа Верди считается одной из самых исполняемых сочинений этого жанра. Более того, «Реквием» – единственное произведение Джузепе Верди, пользующееся такой же популярностью, как и лучшие из его 26 опер.

К слову, впервые полную версию «Реквиема»в Белгородской государственной филармонии представили в 2013 году – в год 200-летия со дня рождения великого итальянского композитора. В органном зале она заиграла новыми красками.

Agnus Dei – это пятая часть реквиема. Её тон сдержанный, чем-то напоминает средневековые песнопения в унисон. Для полноты ощущений на сцене Органного зала Белгородской филармонии под аккомпанемент Тимура Халиуллина её исполнил Камерный хор. Ярко звучащие женские голоса и где-то в отголосках – мужские.

Его усилило незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал до самой смерти – месса, написанная на канонический латинский текст – Реквием.

Перед исполнением этой композиции гостей попросили сдерживать овации после завершения частей, чтобы прочувствовать всё, что хотел передать автор.

Реквием Моцарта пронизывает каждой ноткой тело слушателя. Этот тот момент, когда музыка заставляет мурашки бежать по коже. Здесь, как верно заметила ведущая концерта, слова излишни…

Лишь после того, как великая музыка стихла, зал взорвался бурными овациями. Зрители не подозревали, что впереди их ждала не менее трогательная композиция – органная фантазия соль-минор в исполнении Тимура Халиуллина. Экспрессивная, исполненная пафоса, ожившая в игре белгородского музыканта мелодия Баха.

Как говорит сам Тимур Халиуллин: «Самое страшное, когда органная музыка кажется скучной». В этом концерте орган стал современным и ярким инструментом программы. Чего только стоит сыгранное произведение современного композитора, необычная и неожиданная премьера – соло литавр и органа. Это музыка, которую нельзя было вообразить простому слушателю. Музыка, рождённая в головах талантливых белгородских музыкантов.

Попробовали, музыка невероятная, какая-то совсем не из этого мира. Четыре литавры, каждая настроена на свой мелодический звук, и из этих четырёх звуков компонуется целое полотно сонаты. В течение восьми минут музыка развивается самым непредсказуемым образом. Тимур Халиуллин

солист Белгородской государственной филармонии


Кому-то такое оригинальное сочетание клавишно-духового инструмента и ударных навеяло старинные эпопеи героических походов, кому-то – космические посылы Вселенной, обличённые в музыку. Но в одном сошлись гости – это не та музыка, что мы привыкли слушать в филармонии, это что-то из иного мира.

Не менее интересная премьера продолжила линию оригинальных музыкальных решений – саундтрек к одноимённому фильму «Реквием по мечте». Он давно стал одним из самых известных и разошёлся по социальным сетям и Интернету.

Его композитор – Клинт Мэнселл. Классический вариант – исполнение со струнным ансамблем Кронос-квартет, именно такая версия стала известна зрителям фильма. Аранжировку для струнного квартета писал композитор Дэвид Лэнг, обладатель Пулитцеровской премии. В Белгороде знаменитый «Реквием» исполнил Тимур Халиуллин. Он лично переложил музыку для органа и представил своё творение на закрытии концертного сезона.

Именно здесь цветовая подсветка органа была как нельзя кстати. Она гармонично дополняла каждую сыгранную ноту, передавала теплоту и холод чувств мелодии, гармонично передавая нюансы современного реквиема.

Казалось бы, на такой премьерной ноте и стоит завершить вечер. Но нет, это лишь его кульминация. Впереди неожиданное решение – разбавить истинно европейский концерт музыкой соотечественника Георгия Свиридова композицией «Время, вперёд!». Это та самая музыка, которую мы слышим ровно в 21:00 по московскому времени на Первом канале. Яркая ассоциация – время новостей. В этот вечер известная всем без исключения мелодия стремительного хода времени обрела иной смысл. Она символизировала молниеносно промчавшиеся пять лет истории первого органного зала в Черноземье.

Финальным аккордом прозвучала O Fortuna из кантаты Carmina Burana Карла Орфа. Самая известная часть «баварских песен» (в переводе с латинского). Именно она открывает и закрывает произведение.

Музыка XX века, текст – XIII, выступление – современность. На сцене снова Камерный хор и Тимур Халиуллин. Зал не отпускал музыкантов, подарившим зрителям смысл «Фортуны». Часть кантаты звучала на бис.

Фото автора

"