Posted 15 ноября 2004,, 07:20

Published 15 ноября 2004,, 07:20

Modified 29 июля 2022,, 12:53

Updated 29 июля 2022,, 12:53

«Кабаре «Кармен»»: о жизни и иллюзиях

15 ноября 2004, 07:20
Щепкинцы не перестают удивлять и радовать зрителя. Премьера спектакля «Кабаре «Кармен», которая состоялась 13 ноября, стала настоящим «пиршеством» для театральных гурманов. Все в нем завораживало и покоряло с первой минуты. Здесь были и зрелищность, и интеллектуальная глубина, причем одно не в ущерб другому.

Необычность спектакля уже в том, что поставлен он по пьесе, написанной московским драматургом Михаилом Жилкиным специально для белгородской труппы. Пьеса – надо отдать ей должное – украсила бы репертуар любого столичного театра. Союз автора и режиссера В. Бгавина оказался на редкость удачным.

Действие происходит в середине 30-х годов прошлого века в Испании. Группа немецких кинематографистов во главе с известным кинорежиссером Хильдой Шнеерберг (засл. арт. РФ И. Драпкина) снимает здесь фильм. Однако работа не ладится. Сценарист Готфрид фон Пилински (арт. В. Клепацкий) не может и не хочет писать по заказу – о «картонных» страстях, далеких от реальности. Эрнест Эртель (арт. Д. Бгавин), кинозвезда, не в состоянии вдохнуть жизнь в своего экранного героя, потому что ощущает себя «вешалкой для чужих костюмов». Начинающая актриса Алиса (арт. Э. Ткачева), шагнувшая в кинематограф из шляпного магазина, удручающе бездарна и глупа. С этими людьми бьется Хильда, пытаясь подчинить их своей режиссерской воле, а точнее тирании.

Создатели спектакля ведут со зрителем разговор о жизни и иллюзиях, о творчестве и ремесленничестве, о любви… Искусство в тоталитарном обществе – тема, близкая и тем, кто в зале, и тем, кто на сцене.

Хильда мечтает снять «великое кино». Но ей не удается это сделать, потому что она - в плену штампов. Искусство – это монастырь, это аскеза, настаивает Хильда. Быть самим собой – большая роскошь. Актер, убеждена Шнеерберг, это «психофизический аппарат для воплощения чужих замыслов». Ее восхищение вызывает оператор фрау Франк (арт. Н. Зуева), настолько поглощенная работой, что превратилась в бесполое приложение к кинокамере.

Однако жизнь вносит свои коррективы. «Бунт на корабле» назрел. Пилински не пишет сценарий, которого требует Хильда. Алиса во всеуслышание объявляет, что не хочет быть «аппаратом». Фрау Франк, которая, кажется, навсегда «срослась» с мужским костюмом, вдруг появляется в женском платье. Эрнест отказывается от съемок, влюбившись в Анхелику, танцовщицу из кабаре «Кармен», и впервые узнав, что такое настоящая страсть.

Анхелика в исполнении В. Васильевой – подлинное открытие спектакля. Молодая актриса и роль нашли друг друга. В. Васильева создает образ поразительно органичный и убедительный, и это во многом определяет успех постановки.

Анхелика – это Кармен 30-х годов XX века, дитя природы, не признающее никаких законов, кроме законов сердца, отвергающее любую власть, кроме власти чувства. Дочери официанта и цыганки удается растопить даже тевтонскую холодность аморфного Эрнеста. В сцене с яблоками в образе Анхелики раскрывается еще одна грань – библейской Евы-искусительницы. Анхелика-Кармен – это сама жизнь, столкновения с которой не выдерживают надуманные схемы и эрзац-чувства.

В финале группа собирается для просмотра отснятых кадров, которые не войдут в фильм. Параллельно экранным страстям разворачивается драма Анхелики и Эрнеста. Здесь же скоропостижно умирает Пилински – у него было слабое сердце. Куда бы он ни смотрел при жизни – на богадельню или бордель, ему всегда хотелось писать о смерти. И вот она настигла его. У режиссера смерть сценариста вызывает лишь циничный возглас: «О, это был бы лучший кадр в моем фильме!»

Реален только поезд, мчащийся к конечной станции, уверяет фотограф Манюэль Гарсия (арт. И. Ткачев). Все остальное: любовь, слава, деньги – это декорации, это великая иллюзия…

Спектакль получился яркий, динамичный и… непредсказуемый. Зритель неотрывно следит за действием: невозможно предугадать, что произойдет на сцене в следующую минуту. Внимание приковывают не только нетривиальные сюжетные перипетии. В диалогах и монологах персонажей – игра слов, подтекст, россыпь афоризмов.

Великолепна сценография художника А. Климова: красочные декорации и костюмы актеров радуют глаз. Выразительно музыкальное оформление (Р. Родионов) спектакля. А как проникновенно звучат вокальные номера в исполнении актера И. Ткачева!

Неудивительно, что публика приняла новую постановку щепкинцев на ура.

Специально для ИА «Бел.Ру» Элла Саркисьянц

"