Юрий Башмет: Я понимаю, почему Паганини бросил играть на альте

Юрий Башмет: Я понимаю, почему Паганини бросил играть на альте

Юрий Башмет: Я понимаю, почему Паганини бросил играть на альте

3 апреля 2013, 16:30
Культура
Мария, Татьяна Косицына
В интервью представителям белгородских СМИ столичный гость рассказал эпохальную трагикомическую историю о том, как играл на инструменте легендарного композитора.

Ни для кого не секрет, что великий Паганини играл на многих инструментах: гитаре, скрипке, альте. У Башмета же была мечта собрать на один вечер все инструменты, на которых играл мастер, и сыграть концерт. Вместе с единомышленником он начал реализовывать эту идею, но она затормозилась. Через некоторое время музыкант вновь приступил к этому проекту.

«Гитару, на которой лично играл Паганини, я нашёл в Париже. Но это был хоть и красивый, но мёртвый инструмент, который никак не звучал. Поэтому от неё пришлось отказаться», - пояснил дирижёр.

Найти скрипку итальянского маэстро оказалось легко: после смерти в его доме осталось 12 скрипок работы Страдивари, Амати и других мастеров. Одна из них хранилась в частной коллекции в Москве, и взять её для концерта оказалось проще всего. Труднее обстояли дела с альтом.

«Один-единственный альт работы Страдивари, сохранившийся до наших дней, волею судеб оказался в Токио. На нём играл альтист из состава квартета «Токио». Для того чтобы инструмент попал на территорию России, я пригласил квартет выступить на фестивале «Декабрьские вечера», который проходил за день до концерта Паганини. А чтобы инструмент не улетел в Токио, мы сделали так, чтобы его обладатель провёл мастер-класс в Московской консерватории», - рассказал Башмет.

По словам музыканта, инструмент его владелец передал небрежно, чуть ли не кинув. Не поняв в чём дело, Башмет приступил к репетиции.

«Этот альт был похож на молодого необъезженного коня! Тяжело пришлось мне с ним... Конечно, ощущения были невероятные: я играю на инструменте Паганини! Но после каждого номера, заходя за кулисы, я говорил вслух: бедный Николо! После первого отделения я перестал бороться с ним, а просто хотел доиграть концерт и отдать инструмент владельцу», - поделился воспоминаниями Юрий Башмет.

Как оказалось, японский музыкант также мучился со своенравным инструментом до слёз.

«Паганини написал три или четыре квартета для альта, в которых он играет роль первой скрипки, а также тяжёлую, но безумно красивую Сонату для большого альта. Это показывает большую увлечённость. Но из-за того что он не смог обуять инструмент Страдивари, который, видимо, не был качественно настроен, этот интерес угас», - предположил дирижёр.

Татьяна Косицына

 

 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter