Posted 26 октября 2016,, 11:36

Published 26 октября 2016,, 11:36

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

Старшеклассники чаще малышей списывают «домашку» в школах Белгородской области

26 октября 2016, 11:36
На коллегии регионального департамента образования обнародовали данные изучения уровня домашней нагрузки на школьников.
Сюжет
Школы

О результатах проведённого опроса коллегам рассказала начальник отдела департамента образования Белгородской области Елена Тарануха.

По её словам, сотрудники департамента образования изучили вопрос о нормировании домашнего задания в 17 школах шести муниципалитетов региона. Комиссия работала в Белгороде, Белгородском, Грайворонском, Яковлевском районах, Губкинском и Старооскольском городских округах. Анкетирование проводилось со всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями и родителями.

Опрошенные родители в целом считают, что их дети не перегружены объёмом домашних заданий. Некоторые выразили беспокойство по поводу того, что их ребёнку домашних заданий иногда не задаётся. Елена Тарануханачальник отдела департамента образования Белгородской области

Опрос показал, что 98,9 % родителей считают своего ребёнка способным. Подавляющее большинство мам и пап активно участвуют в образовании своих детей.

При этом домашние задания помогают делать по преимуществу родители младших школьников. Родители старшеклассников практически не участвуют в подготовке их домашнего задания. 91 % учеников 10-11 классов сообщили, что родители мотивируют своё неучастие отсутствием свободного времени. Однако при этом от 70 до 80 % родителей не забывают поругать детей за несделанные уроки.

Все ученики начальной школы ответили, что родители непременно проверяют сделанные ими уроки. В основной школе количество самых ответственных родителей составило 84 %. У старшеклассников проверяют уроки лишь 40 % родителей.

Из этого следует вывод: контроль со стороны родителей ослабевает тем сильнее, чем старше становится их ребёнок. Елена Тарануханачальник отдела департамента образования Белгородской области

41 % опрошенных школьников не устают в процессе выполнения домашнего задания. 49 % – устают иногда, 10 % – устают всегда.

Согласно санитарным нормам, во 2-3-м классах школьник должен тратить на выполнение домашних заданий до полутора часов, в 4-5-м – до двух часов, в 6-8-м – до 2,5 часов, в 9-11-м классах – до 3,5 часов. Опрос показал, что в школах Белгородской области эти требования соблюдаются на уровне начального образования. На уровне основного и среднего образования случается перегрузка учащихся в части временных затрат.

98,6 % опрошенных учеников начальной школы сообщили, что не списывают домашние задания. В основной школе количество самостоятельных учеников упало до 83 %. У старшеклассников списывание «домашки» – более обыденное явление, среди них «копирайтом» не занимаются 61 % учеников.

На вопрос о том, учитываются ли склонности и интересы отдельных учеников при определении характера домашней работы, 100 % педагогов дружно ответили положительно. Однако опрос школьников дал иные результаты: индивидуальные задания получают только 3 % малышей, 4 % учащихся основной школы и 6 % старшеклассников.

Анализ записей в классных журналах и дневниках показал, что при формировании заданий на дом практически отсутствуют индивидуальный и дифференцированный подходы. Елена Тарануханачальник отдела департамента образования Белгородской области

Также члены комиссии выяснили, что дети не получают домашних заданий на выходные и каникулы. Исключение составляют лишь предметы, на изучение которых полагается один час в неделю.

В качестве итогов работы по изучению «домашней» нагрузки на детей было отмечено, что в проверенных школах проводится изучение вопросов, связанных с дозировкой домашних заданий. Однако выполнение рекомендаций, полученных по итогам контрольных мероприятий, и устранение недостатков не проводится. Это было отмечено в 16 из 17 проверенных школ.

Изучение записей в дневниках учащихся позволило установить, что система взаимодействия между учителями, работающими в одной параллели или в одном классе, не сформирована. Вследствие этого нарушается распределение учебной нагрузки в учебные дни и как следствие – в течение недели. Объём домашнего задания по русскому языку и математике в 3-6-м классах соответствует норме. Остаётся проблема несвоевременной проверки письменных домашних заданий по русскому языку и математике в 7-9-м классах. Елена Тарануханачальник отдела департамента образования Белгородской области

Проверка показала и превышение объёма домашних заданий по отдельным предметам во всех возрастных группах школьников. Эта тенденция наблюдается по таким предметам, как окружающий мир, история, английский язык, биология. Превышение объёма происходит по причине большого количества письменных заданий и заданий в тетрадях на печатной основе.

Вице-губернатор области Наталия Полуянова предложила коллегам продолжить работу по изучению нагрузки на школьников региона.

Тема домашнего задания – одна из самых актуальных. Мы должны понимать объективный объём домашних заданий сегодня. Если он не соответствует нормам, давайте разрабатывать конкретные меры, которые его систематизируют. Нам эту работу нужно довести до конца. Наталия Полуяновазаместитель губернатора Белгородской области

Напомним, что поручение освободить школьников от лишнего груза формальной работы дал глава региона Евгений Савченко на региональном педсовете 29 августа 2016 года.

"