Posted 16 июня 2014,, 13:48

Published 16 июня 2014,, 13:48

Modified 29 июля 2022,, 10:58

Updated 29 июля 2022,, 10:58

Ирина Шумакова: Новые аспирантские программы БелГУ помогут повысить рейтинг в мировом образовательном пространстве

16 июня 2014, 13:48
БелГУ входит в двадцатку лучших вузов ЦФО России по количеству обучающихся в аспирантуре и по эффективности её работы, занимая 12-ю позицию. Причём показатель эффективности работы аспирантуры – 53 %, с учётом того, что в среднем по России он достигает лишь 29 %. Однако ректор вуза Олег Полухин отметил, что количество учёных степеней у профессорско-преподавательского состава должно подняться до 80 %. Начальник отдела аспирантуры и докторантуры БелГУ Ирина Шумакова рассказала о создании в вузе новой модели подготовки кадров высшей квалификации.

– Ирина Алексеевна, в чём заключается суть инновационной модели подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре БелГУ?

– Данная модель включает в себя институт стажёрства, то есть селективный отбор наиболее подготовленных выпускников вуза к эффективной научной деятельности; аспирантуру «полного дня» – это подготовка резерва научно-педагогических кадров вуза; целевую контрактную аспирантуру (подготовка научных кадров для предприятий региона); повышение академической мобильности аспирантов.

– Если всё-таки обратиться к цифрам, каких результатов в эффективности работы аспирантуры возможно достичь в перспективе?

– Динамика развития аспирантуры в вузе в целом положительна. В то же время возникает необходимость консолидации усилий по наращиванию в 2014-2017 годах следующих показателей: повышение общей эффективности работы аспирантуры до 65 %, по приоритетным направлениям развития науки до 75 %; увеличение количества обучающихся в аспирантуре до 800 человек за счёт привлечения сторонних организаций и предприятий к сотрудничеству в подготовке кадров высшей квалификации в интересах развития экономики региона; увеличение количества выпускников магистратуры, поступивших в аспирантуру, до 55 %.

– Ректор Олег Полухин, встречаясь в декабре с молодыми учёными, отметил, что аспирантам необходимо включаться в работу научных проектов на базе малых инновационных предприятий БелГУ. Это даст возможность получать дополнительные материальные стимулы.

– Конечно, стимулирующий фактор играет огромную роль. Но сегодня у аспирантов есть большие материальные возможности. Размер стипендии по гуманитарным наукам – 2 670 рублей, по естественным – 6 330 рублей. Но, помимо стипендии, ежегодно объявляется конкурс на дополнительные именные стипендии президента и правительства РФ, губернатора области, по приоритетным направлениям модернизации экономики РФ. Кроме того, аспиранты имеют возможность участвовать в различных конкурсах в качестве руководителя проекта или соисполнителя и, являясь частью научного коллектива как исполнитель гранта, получать зарплату в зависимости от личного вклада. Так что тот, кто принимает активное участие в науке, кроме результатов диссертационного исследования, может иметь достаточно неплохое материальное вознаграждение.

– Каким образом в вузе обеспечивается преемственность в научном процессе в цепочке подготовки магистрантов и аспирантов?

– Максимальная доля магистрантов, поступивших в аспирантуру, составляет всего лишь 30 %. Ключевой задачей формирования этого механизма является интеграция программы магистратуры с программами аспирантуры. Таким образом создаётся единый 5-летний цикл программ, и тематика магистерской диссертации продолжается в аспирантуре.

Аспирантура в этом году переходит в разряд третьего уровня высшей школы. И программа этого уровня завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА), по окончании выдаётся документ о получении образования в аспирантуре – диплом – и присваивается квалификация «Исследователь», либо «Преподаватель-исследователь». Цель программы – подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук и обеспечение выпускнику требуемых компетенций.

– Ирина Алексеевна, в связи с происходящими изменениями какие возможности открываются перед работниками предприятий, учителями, желающими поступить заочно в аспирантуру? Что даёт им аспирантура?

– Мы заинтересованы в том, чтобы заочно в аспирантуру поступали дипломированные специалисты, работающие в организациях и на предприятиях. Для руководителей предприятий мы предложили целевую контрактную аспирантуру. Вузом был разработан трёхсторонний договор о подготовке специалиста. В этом году в рамках этой программы в аспирантуру поступило три человека: два работника Шебекинского машиностроительного завода, один – Белгородского института искусств и культуры. Мы будем расширять это направление. Сегодня в аспирантуру идёт много работающих специалистов. А педагог, обучаясь в аспирантуре, получает возможность проводить научные исследования, всесторонне углублять свои знания. Учитель, окончив аспирантуру, значительно повысит свою квалификацию и в дальнейшем сможет перейти на преподавательскую работу в университет.

– Многие эксперты сегодня признают, что российские аспиранты недостаточно мобильны в современном мировом научном сообществе.

– С этим нельзя не согласиться. В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство для более качественной подготовки кадров высшей квалификации необходимо увеличить академическую мобильность аспирантов, тем самым обеспечить открытость профессионального образования. Это позволит будущим учёным приобрести научный опыт за рубежом путём участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе, расширить научные и учебные контакты. В аспирантской подготовке следует обратить внимание на совместные программы подготовки аспирантов, где основные элементы согласованы всеми партнёрами, предусмотрена встроенная мобильность в вузе-партнёре, которая признаётся автоматически; осуществляется совместный менеджмент. Учебный план аспиранта формируется по правилам каждого из вузов. Аспирант готовит две диссертационные работы в соответствии с правилами каждого из вузов и проходит две защиты. В результате он получает дипломы PhD и кандидата наук.

Это позволяет существенно повысить научный уровень диссертационных исследований, обеспечить доступ к новейшему научному оборудованию и дополнительному финансированию в международном измерении.

Существование таких программ в вузе поможет сделать шаг навстречу западной аккредитации, а это повышает рейтинг вуза в мировом образовательном пространстве.

Беседовала Марина Усенкова

"