Posted 15 февраля 2010,, 08:53

Published 15 февраля 2010,, 08:53

Modified 29 июля 2022,, 13:36

Updated 29 июля 2022,, 13:36

У православных начался Великий пост

15 февраля 2010, 08:53
С сегодняшнего дня у православных начинается Великий пост, или, как он называется по-церковнославянски, четыредесятница. Установленный в память сорокадневного поста Иисуса Христа и поста Моисея, пост является подготовкой к великому празднику Воскресения Христова.

Великий пост состоит из сорокадневного поста (четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. Древние христиане соблюдали пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.

Нынешние правила выглядят так: в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели – особо строгий пост, полностью запрещаются скоромные продукты, есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям – два раза, в обед и вечером. В понедельники, среды и пятницы церковный устав говорит: есть холодную пищу без масла, во вторники и четверги – горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы). В Великую пятницу ничего есть нельзя. В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, разрешает не соблюдать пост детям, больным и престарелым, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи.

Однако смысл Великого поста не сводится только к еде. Все сорок дней нужно готовиться, прежде всего, духовно, не допускать злых мыслей и неблаговидных поступков, творить дела милосердия и уходить от грехов. Церковь разъясняет сущность истинного Поста как средства духовного возрождения и время духовного подвига и упрочения себя в самоотвержении.

"