Posted 5 ноября 2009,, 14:19

Published 5 ноября 2009,, 14:19

Modified 29 июля 2022,, 13:35

Updated 29 июля 2022,, 13:35

Белгороду «дали джазу»

5 ноября 2009, 14:19
3–4 ноября в Белгороде гостил ставший уже легендарным фестиваль «Джазовая провинция» с участием лучших представителей мировой джазовой сцены. Вместе с джазовым мейнстримом и основными разновидностями джаза фестиваль вместил в себя и эксперименты с жанрами: гитарную музыку с латинским оттенком и даже славянский джаз с корнями из Белгородской области.

Открыло «провинцию» 3 ноября англо-датско-шведское трио Stekpanna в составе Стива Кершоу (контрабас) – Англия, Мэдса Кйолби (гитара) – Дания и Питера Сверда (ударные) – Швеция. Завсегдатаи фестиваля (бэнд уже в четвёртый раз на сцене «Джазовой провинции») отыграли и «обрусевший» сет: многие композиции родились именно во время путешествий музыкантов по России. Поклонников old-school рока, коими, по признанию Стива Кершоу, являются и участники Stekpanna, коллектив порадовал джазовым исполнением хита Black Sabbath – Paranoid.

Вероятно, главным открытием фестиваля стал дуэт, который к классическому джазу не отнесёшь, что никак не повлияло на блестящий приём публикой американо-российского дуэта Ромеро & Роман, в состав которого входят динозавр мировой гитарной музыки, лауреат Grammy Эрнан Ромеро и российский музыкант Роман Мирошниченко, о котором Эл Ди Меола однажды сказал: «Этот парень в свои двадцать четыре играет, как я в сорок восемь». Гитаристы топ-уровня познакомились и образовали дуэт лишь в начале этого года, однако за это время исколесили с гастролями Европу и Россию. Совершенно фантастического уровня гитарная музыка с латинским вкусом фламенко и примесями фолка, фьюжна и миллиона других жанров не оставила равнодушными никого, а вызванные на бис Ромеро и Роман исполнили композицию друга музыкантов – легендарного Эл Ди Меолы.

– Это даже хорошо, что вы вызвали нас ещё сыграть. Нам недавно звонил Эл Ди Меола и спрашивал: «А вы там мои пьесы играть будете?» – Да мы как-то собирались своё… – рассказал Роман, отдавая дань музыке великого Меолы.

Завершением первого дня «Джазовой провинции» стало выступление сборного международного коллектива российского саксофониста Алексея Круглова с песнями джаз-дивы Арли Леонард, закалявшей свой джазовый характер в Новом Орлеане, а ныне работающей в Нью-Йорке. В её исполнении в Белгороде прозвучал ряд классических джазовых пьес, а завершились сет и первый день фестиваля шумным джемом с участием двух коллективов: Stekpanna и музыкантов Арли Леонард.

Второй день фестиваля начался с выступления коллектива Jazz Peak Project главного идеолога фестиваля, пианиста Леонида Винцкевича с программой пластинки, выпущенной недавно в США. В состав коллектива помимо самого Леонида входят его сын – саксофонист Николай Винцкевич, бас-гитарист Кип Рид и барабанщик Джоэл Тейлор.

В числе виртуозно играемых композиций JP Project нашлось место и джазу со славянскими, даже белгородскими корнями. В частности, одна пьеса – песня села Хвощеватое Белгородской области, – идея обработки которой пришла к Леониду Винцкевичу под влиянием творчества российского композитора Игоря Стравинского. Джаз на русской народной музыке оказался блюдом в своём роде уникальным, и Леонид в свою очередь пообещал привезти в Белгород славянскую музыку в куда больших объёмах. Кроме того, бэнд отыграл ряд сильных композиций, в основу которых положены мелодии Николая Винцкевича.

Завершило фестиваль выступление датского квартета певицы Вероники Мортенсен, в составе которого играет и гитарист Мэдс Кйолби (также выступающий в коллективе Stekpanna). Мэдс, по словам Л. Винцкевича, стал настоящим лицом «Джазовой провинции», а коллектив в целом – лучшими представителями нового поколения датской джазовой школы. В составе квартета также играют Мортен Анкарфельд (бас), Мортен Эйр (ударные) и клавишник Николас Кинго.

Закрывали фестиваль своего рода хедлайнеры (хотя подобное понятие при столь ровном составе участников малоупотребимо) «провинции» – квартет Тони Симорози. За 30 лет выступлений один из сильнейших контрабасистов мира в своё творчество вобрал, наверное, всё разнообразие джазовой культуры и внутриджазовых жанров. Играют в коллективе Тони пианист Ник Барилук, саксофонист Боб Магнуссон и один из лучших джаз-барабанщиков мира Майк Кларк, что делает исполнение композиций непревзойдённым – высший пилотаж джазового искусства.

Два дня фестиваля с аншлагом в МКЦ БелГУ наглядно доказали растущую популярность этого жанра «в народе». Леонид Винцкевич своей целью называет «заполнение брешей» на отечественной джазовой сцене, однако «заполнением» стали лучшие коллективы мира, и немудрено, если для «шоу», казалось бы, совсем не массовой культуры в ближайшие годы зала Белгородского госуниверситета уже хватать не будет.

Сергей Шевченко

Фото Ольги Шуманёвой

"