Posted 26 мая 2009,, 10:00

Published 26 мая 2009,, 10:00

Modified 29 июля 2022,, 13:22

Updated 29 июля 2022,, 13:22

Фармацевты намерены извлечь из кризиса выгоду

26 мая 2009, 10:00
Сегодня в Белгородском госуниверситете проходит межрегиональная фармацевтическая конференция «2009 год на аптечном рынке России: кризис или новые возможности?». В рамках форума фармацевты обсудили стратегию выживания и развития традиционных аптек в условиях общего экономического спада и вывели антикризисный рецепт для своего бизнеса.

Президента Ассоциации аптечных учреждений России «СоюзФарма» Андрей Егоров отметил, что фармацевтическая отрасль на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых и на государственном, и на общественном уровне. От серьёзного повышения цен на лекарства пострадали и клиенты аптек, и руководители фармацевтического бизнеса.

Скачок цен, по словам А. Егорова, вызван тем, что 80 % продаваемых в России лекарств – импортные, а большая часть отечественных препаратов изготовляется на основе импортной субстанции. Соответственно, рост валюты и вызвал резкое увеличение рублёвых цен. Плюс ко всему для многих фармацевтов стали недоступными кредиты, а поставщики лекарств ужесточили условия сотрудничества, в частности по отсрочкам выплат. Помимо сложившейся конъюнктуры рынка сегодня на государственном уровне существуют предложения создать фиксированную наценку в розничных продажах лекарств, что ещё более ужесточит условия игры для аптечного бизнеса (по линии Росздравнадзора, Роспотребнадзора, ФАС и других ведомств).

Главная проблема аптечного бизнеса в том, что аптека, по сути, является и коммерческим предприятием, которое должно извлекать прибыль, и учреждением здравоохранения, с выполнением всех сопутствующих социальных функций. Нахождение золотой середины в текущих условиях является главной задачей фармацевтов.

Несмотря на сложности, А. Егоров отмечает перспективы для развития традиционных аптек. Под традиционными понимаются небольшие аптеки и аптечные сети (5–7 точек), относящиеся к малому бизнесу. Кризис наибольший удар нанёс по крупным аптечным сетям, в которых возникли проблемы, аналогичные обычным потребительским торговым компаниям.

Крупные аптечные сети России действуют по классической схеме ритейлеров со всеми правилами маркетинга, мерчендайзинга. Для сферы продаж лекарств, по мнению А. Егорова, это является нездоровым явлением. К примеру, в Германии и Франции (и ряде других стран) крупные аптечные сети вовсе запрещены, что позволяет разделять обычную торговлю с социально значимым аптечным делом.

Кризис, к слову, первым делом ударил по крупным аптечным сетям, как и по всем ритейлерам страны, сильно зависящим от кредитных средств. Небольшие же частные аптеки от кредитов зависят намного меньше. Кроме того, малому предпринимательству легче реструктурировать свой бизнес, произвести инвентаризацию расходных и доходных частей бюджета. Иными словами – максимально адаптировать свой бизнес к новым условиям.

Сергей Шевченко

"