Posted 28 марта 2009,, 11:42

Published 28 марта 2009,, 11:42

Modified 29 июля 2022,, 13:05

Updated 29 июля 2022,, 13:05

По волнам истории с Евгением Гришковцом

28 марта 2009, 11:42
Авторский спектакль под названием «Дредноуты» представил накануне белгородской публике драматург, актёр и режиссёр Евгений Гришковец. Символично, что представление прошло в Международный день театра. Об этом событии собравшимся в зале напомнил сам автор пьесы, являющийся лауреатом национальной премии «Триумф» и российской литературной премии «Антибукер». А «Дредноуты» в 2003 году стали дипломантом «Золотой Маски».

В этом спектакле Гришковец предстаёт в несколько ином для зрителя свете и говорит не от первого лица про маленькие, общие для всех переживания и радости повседневной жизни. Основой послужил богатый историографический материал.

Самые яркие эпизоды Ютландского сражения 1916 года – крупнейшей морской баталии времён 1-й мировой войны – были мастерски рассказаны со сцены. Далёкие события захватывающей битвы между английским и германским флотом и собранные по крупицам картинки отдельных человеческих судеб выбраны темой спектакля неспроста.

Лейтмотивом спектакля послужил страх. Страх оттого, что в суете жизненного бытия и поголовного увлечения бестселлерами о психологии мужчин, мы забываем о простых человеческих ценностях и мужском благородстве. О том, что подвиг – есть невысказанное словами признание в любви. Любви к Родине, товарищам и той далёкой прекрасной женщине, которая есть, была или могла бы быть в чьей-то жизни.

По ходу действия складывается ощущение, что в «Дредноутах» Гришковец выступает от имени мужчин всех возрастов и национальностей. Наверное, поэтому спектакль он называет «спектаклем для женщин». Он бесконечно искренен в своём желании открыть нам, избегающим военных музеев и книг на военную тематику, глаза на то, что чувствуют мужчины, ушедшие погибать в море на военных кораблях. События прошлого, гибель простого юнги и именитого адмирала переживаются со сцены здесь и сейчас, вместе со зрителем.

«В этих музеях и книжках гораздо больше информации о мужчинах, чем в каких угодно романах и книгах по психологии», – сетует он со сцены. И зритель ему верит. А как же иначе? Гришковец максимально выразителен при минимальном количестве задействованных декораций. Он говорит, зритель слушает. Хотя точнее всего здесь было бы употребить слово «внимает». Внимает, следит за ходом мысли актёра, который, ведя монолог со сцены, мастерски превращает его в диалог с каждым из нас. В этом Гришковец уникален.

Его, несомненно, любят. За эту своеобразную манеру говорить простыми словами о сложных, порой трагичных вещах. Любят в Москве, Калининграде, Ярославле. И, конечно, здесь, в Белгороде. Долгие несмолкаемые аплодисменты и живые цветы – яркое тому подтверждение.

Нина Борисенко

"