Posted 15 декабря 2007,, 09:07

Published 15 декабря 2007,, 09:07

Modified 29 июля 2022,, 13:31

Updated 29 июля 2022,, 13:31

Басы XXI века в Белгороде

15 декабря 2007, 09:07
13 декабря в зале филармонии состоялся концерт, собравший на одной сцене лучших басовых вокалистов России.

Являясь продолжением прошлогоднего, имевшего большой успех концерта «Тенора ХХI века», парад солистов-басов и на этот раз привлёк в стены филармонии многочисленных поклонников классического вокального искусства. В сопровождении оркестра Белгородской филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина прозвучали арии из опер русских и зарубежных композиторов, джазовые мелодии, русские народные песни и романсы.

Счастливая мысль – организовать в России концерты для нескольких певцов-солистов с однородными голосами – родилась у самарского пианиста-концертмейстера Дмитрия Сибирцева под впечатлением выступления в одном концерте трёх знаменитых европейских теноров – Хосе Карерраса, Пласидо Доминго и Лучано Поваротти. Так в Самаре в 1997 г появился организованный Д. Сибирцевым вокальный фестиваль, первыми исполнителями которого стали певцы-басы. Именно басами всегда была богата и славилась русская земля.

Более ста лет назад выдающийся русский философ Василий Васильевич Розанов, размышляя о причинах феноменального успеха Ф. Шаляпина, писал: «В сущности, бас – грубая форма голоса. Но голос Шаляпина, точнее, его тон – чрезвычайно благородный. Как соловьи «заливаются» тенора, они-то именно и чаруют публику и удивительно, как бас Шаляпина сумел всех так очаровать? Но тут секрет, что бас Шаляпина лишён всех грубых особенностей этого голоса, лишён всего грубого и жёсткого в нём – и между тем сохраняет силу именно баса. Вот это-то слияние необыкновенной силы с грацией, слияние баса с тенором и производит необыкновенное впечатление».

О великой шаляпинской традиции – сочетании красоты и силы голоса с богатством нюансом в нём – в полной мере напомнил вчерашний концерт «Басы ХХI века». О ней напомнили пять великолепных певцов-басов в расцвете сил, солисты ведущих оперных театров в нашей стране и за рубежом, отмеченные наградами и званиями, увенчанные слушательским признанием и любовью. Традиционная – и по построению и по содержанию – программа (во втором отделении были исполнены русские народные песни и романсы в прекрасных аранжировках волгоградского дирижёра Вадима Венедиктова) в исполнении одного голоса в пяти лицах выглядела на редкость интересной. Общее ощущение восторга от концерта не мешало различать индивидуально-неповторимые оттенки голоса каждого исполнителя.

Самого «лирического» баса, солиста Самарской оперы Андрея Антонова, публика горячо приветствовала после нежнейшей, изумительно спетой «вполголоса» «Негритянской колыбельной». Богатый нюансами, плотный и сильный бас солиста Большого театра Александра Киселёва «перекрывал» оркестр даже в самых патетических моментах арии горюющего о своей неразделённой любви дона Сильвы из оперы Верди «Эрнани». Густой и глубокий, с «металлическим отливом», бас солиста Большого театра Андрея Валентия в романсе «Гори, гори, моя звезда» живо напоминал голос замечательного русского баса Бориса Гмырю. В различных вокальных амплуа (ария-буфф, джазовая мелодия, народная песня) запомнился мягкий, ровный, «бархатный» бас солиста оперного театра в Цюрихе (Швейцария) Владимира Байкова. Стремительное восхождение в ряды оперных «звёзд» солиста Большого театра и Национальной оперы Украины Тараса Штонды началось с его победы на Международном конкурсе вокалистов им. Г.В. Свиридова. Его могучий, густой, «ведерниковский» бас очень тепло приветствовала публика, особенно в каватине Алеко из одноименной оперы Рахманинова.

Концерт басов был не просто академическим выступлением, а вполне хорошего вкуса концертом-шоу, концертом-представлением, время от времени озаряющимся музыкальными шутками высокого мастерства. Дмитрий Сибирцев, по его словам, дружит с Белгородом – нынешнее его посещение четвёртое по счёту. Выразив искренне восхищение растущим профессиональным уровнем белгородского симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина и «очень ответственным отношением к делу» белгородских музыкантов, московский менеджер выразил надежду на осуществление дальнейших совместных проектов.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"