Posted 23 августа 2007,, 08:59

Published 23 августа 2007,, 08:59

Modified 29 июля 2022,, 13:30

Updated 29 июля 2022,, 13:30

Школа, которая отвечает на вызовы времени

23 августа 2007, 08:59
Сегодня в Борисовском районе Белгородской области состоялся традиционный августовский областной педсовет. Впервые августовское совещание проходило в обычной сельской школе с её обычными для белгородских школ проблемами и заботами. Тема областного педсовета – «Обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся независимо от места жительства».

Участники совещания познакомились с Борисовской школой №1 имени героя Советского Союза А.М. Рудого. Они побывали на занятиях в кружке иконописи, увидели работу школьной метеостанции, лабораторные занятия по естественно-научным предметам, вышли на прямую видеосвязь с соседним селом и Белгородским государственным университетом, услышали английскую речь в исполнении старшеклассников и детсадовцев, встретились в школьном музее с Петром I и другими персонажами русской истории. Словом, школьная работа на уроках и во внеурочных мероприятиях с применением современных технологий сельскими учебными учреждениями уже осваивается. Ведь в Белгородской области реализуется серия проектов по повышению эффективности качества общего образования – «Модернизация педагогического образования области», «Иностранный язык», «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей». Участники педсовета получили новые выпуски газет, посвящённых проблемам образования – «Образование Белогорья», «Призыв» и выпущенную во время педсовета школьную газету «Мир детства».

В выступлении начальника Управления образования и науки Белгородской области С.П.Тимофеева были обозначены проблемы образования и перспективы развития на ближайшее время, в рамках комплексной программы модернизации образования.

В малокомплектных школах стоимость обучения одного учащегося доходит до 70 тыс. рублей в год, в Белгороде она составляет 16,9 тыс. руб. У сельских школьников в три раза выше количество неудовлетворительных оценок. При стоимости обучения в несколько раз превышающей среднюю по городам, ученики сельских школ обучаются в значительно худших бытовых и образовательных условиях – мы тратим большие средства на получение образования заведомо низкого качества.

Исторически сложившееся нерациональное пространственное расположение образовательных учреждений в ряде территорий, необходимость иметь в каждом школьном здании библиотеку, кабинеты физики, химии и прочее, приводит к неэффективному использованию ресурсов. Недостаточный уровень материально-технического оснащения, малочисленность параллелей старших классов лишает школы объективной возможности введения профильного обучения и создания необходимой развивающей среды. По признанию одного из руководителей муниципальных органов образования, выпускник 9 класса малокомплектной школы, обучавшийся все годы в классе с двумя учениками, психологически не готов жить и работать в коллективе. Он просто боится переходить в 10-й класс, где обучается двадцать учащихся.

По условиям комплексного проекта модернизации образования к 2009 году 70 процентов учеников области должны обучаться в школах, отвечающих современным нормам.

Ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, мотивированных на результат. Ученик должен учиться, используя современное оборудование, средства обучения, новые технологии. Ученик должен учиться в уважающих его условиях, потому что все разговоры о личностно ориентированном образовании вряд ли чего стоят, если в школе нет нормального гардероба, туалета, столовой и других способов удовлетворения потребностей этой самой личности. Ученик должен развиваться под влиянием полноценной среды общения со сверстниками.

Разговор о развитии сети образовательных учреждений не может сводиться к реструктуризации. Речь идёт о другом – о возможности сетевого образования за счёт современных технологий. Чтобы школа зарекомендовала себя базовой, действительно дающей качественные знания, её нужно укрепить кадрами, оснастить предметные кабинеты, учебные лаборатории, спортивные залы, обеспечить устойчивый, высокоскоростной доступ в Интернет. Задача комплексного проекта модернизации образования состоит в оказании государственной поддержки школам, готовым взять на себя организацию сетевого взаимодействия. Из 434-х млн рублей, выделенных на проект, 380 млн руб. (88 процентов) уходят на развитие учебно-материальной базы муниципальных школ.

На базовые школы возлагается решение задач:

Перед белгородским образованием встаёт задача реорганизации в основные (или начальные) средних школ с наполняемостью менее ста человек, если на расстоянии до 20 км есть более крупная средняя школа. Рекомендуется осуществлять обучение детей иностранному языку, информатике, предметам естественно-математического цикла только специалистам. «Нет нужных условий в школе – организуйте подвоз детей к специалистам, либо специалистов к детям. Только так можно реально обеспечить качество образования всем, независимо от места жительства!» – так считает губернатор Белгородской области.

Евгений Савченко отметил, что школы Белгородской области отвечают на вызовы времени, а учителя Белгородчины делают наше будущее. Впереди у белгородского образования – напряжённая работа по модернизации образования в рамках национального проекта и белгородцы должны успешно справиться си её реализацией.

Александр Жихов

"