Posted 2 августа 2007,, 11:01

Published 2 августа 2007,, 11:01

Modified 29 июля 2022,, 11:10

Updated 29 июля 2022,, 11:10

Недобросовестные алиментщики – бич судебных приставов

2 августа 2007, 11:01
Работа с обращениями граждан и представителей юридических лиц стала темой пресс-конференции, состоявшейся сегодня в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области. Большая часть из них (43,3 процента) – это жалобы, связанные с выплатой алиментов.

Работа с обращениями, как заявил журналистам местных СМИ заместитель руководителя УФССП РФ по Белгородской области Сергей Туренко, представляет собой одно из приоритетных направлений в деятельности управления и является наиболее эффективным средством восстановления нарушенных прав сторон исполнительного производства.

За 6 месяцев 2007 года на рассмотрении в УФССП России по Белгородской области (с учётом остатка обращений на начало отчётного периода) находилось 987 обращений граждан и представителей организаций. Из них рассмотрено по существу 939. Необходимо отметить, что количество поступивших обращений в первом полугодии 2007 года увеличилось на 34,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

В Управлении федеральной службы судебных приставов по Белгородской области работает юридический отдел, специалисты которого занимаются этим направлением деятельности. О его работе рассказала начальник юридического отдела УФССП Ирина Терс.

Наибольшее количество обращений за отчётный период поступило по вопросу исполнения решений суда о взыскании алиментных платежей – 427 штук. Причины обращений – неполучение алиментов в течение длительного времени; несогласие с низким размером получаемых алиментов либо с рассчитанной задолженностью алиментов; ходатайства о выдаче справок о неполучении алиментов для предоставления в социальные организации; заявления о привлечении должников к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ и т.д.

Одной из проблем продолжает оставаться низкая платёжеспособность должников. По мнению заместителя начальника отдела организации исполнительного производства УФССП по Белгородской области Ларисы Барамыкиной, во многих случаях у судебного пристава-исполнителя отсутствует реальная возможность установить размер доходов должников и место их работы. Среди должников по алиментным обязательствам возрастает количество работающих без оформления трудовых договоров либо выезжающих на заработки за пределы региона.

Смена должниками места работы создаёт трудности при осуществлении принудительного взыскания алиментов. Судебный пристав-исполнитель в большинстве случаев направляет исполнительный документ по месту работы должника для периодического удержания долга с заработной платы. В случае увольнения должника, организация обязана вернуть исполнительный документ в подразделение судебных приставов. Зачастую исполнительный документ длительное время не поступает с предыдущего места работы обратно в районный отдел. В последнее время отмечается увеличение количества подобных нарушений. Бухгалтерии организаций не возвращают исполнительные документы судебному приставу-исполнителю, либо оформляют пересылку ненадлежащим образом (простой, а не заказной почтой), вследствие чего исполнительные документы теряются при пересылке. В подобных случаях судебный пристав-исполнитель по объективным причинам не имеет возможности принять оперативные меры для исполнения решения суда. В связи с этим в отношении руководителей предприятий принимаются меры административного воздействия.

Оставшиеся жалобы можно распределить в следующем порядке: по возмещению ущерба – 2,5 %, по жилищным спорам – 1,7 %, по трудовым спорам – 1 %, по другим обстоятельствам – 42,6 %. В настоящее время усилена работа по выявлению и устранению причин, порождающих жалобы. С этой целью анализируется работа по рассмотрению обращений. Специалисты юридического отдела делают обзоры по обращениям граждан и доводят их до сотрудников управления и подразделений.

Своевременное разъяснение сторонам исполнительного производства действий судебного пристава-исполнителя позволит сократить количество обращений. Судебному приставу-исполнителю приходится выступать в роли психолога, чтобы не давать даже повода для жалоб. А для этого нужно действовать в рамках закона, обладать огромным терпением и умением выслушать. В среднем на каждого пристава-исполнителя в первом полугодии 2007 года приходилось 702 исполнительных производства. И каждый судебный пристав-исполнитель в среднем, завершил работу по 390 исполнительным производствам на сумму свыше 4 млн рублей.

У журналистов возник вполне резонный вопрос о том, почему значительно выросло число обращений за минувший год. По мнению Ирины Терс и поддержавших её коллег, немаловажен фактор повышения общей юридической грамотности граждан. Всё больший процент населения обращается для разрешения множества житейских проблем в мировые суды, растёт число принимаемых судьями решений, за исполнение которых отвечают судебные приставы. Случаются и недочёты со стороны отдельных приставов, которые, допустим, не вовремя извещают взыскателя о перечисленных на его счёт деньгах. Создают бумажную волокиту и затягивают процессы быстрого и эффективного решения проблем обращения не по адресу, например, в администрацию Президента РФ, в Генеральную Прокуратуру РФ. В соответствии с законодательными актами все обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней. Это тоже полезно знать жалобщикам.

Поэтому участники пресс-конференции дали ряд практических рекомендаций для желающих защитить свои права в той или иной государственной структуре посредством обращения с письмом. Кстати, с недавних пор сотрудники Управления ФССП ведут, личный приём граждан в районах области. Вчера Сергей Туренко принимал граждан в Алексеевском районе. Извещение о приёмах будет заранее публиковаться в местных СМИ.

В завершение пресс-конференции в центре обсуждения оказалась проблема должников, взявших кредиты в банках. Зачастую люди берут кредит без залога на приобретение какого-нибудь товара. Но расплачиваться с кредиторами не спешат. А когда дело доходит до суда и исполнения его решения при помощи пристава, выясняется, что должник нигде не работает, а никакого имущества, в том числе и приобретённого за счёт кредита у него уже нет. Разбирательство принимает затяжной характер, поэтому с ростом кредитования банкам, несомненно, пора взять пример с западных стран, где кредитная история клиента служит гарантией предупреждения от неприятностей.

"