Posted 26 июля 2007,, 06:18

Published 26 июля 2007,, 06:18

Modified 29 июля 2022,, 13:30

Updated 29 июля 2022,, 13:30

Модернизация образования глазами педагогов

26 июля 2007, 06:18
Национальный проект «Образование», который стартовал в январе 2006 года, шаг за шагом начинает реализовываться и давать плоды.

Значимым компонентом приоритетного национального проекта «Образование» является грантовое поощрение из федерального бюджета инновационных школ и лучших педагогов. Одним из таких учителей является Марина Коновка, ставшая победителем конкурса «Лучшие преподаватели России» с конкурсным проектом «Интернет-проект как инновационная технология на уроках немецкого языка» в 2006 году.

Марина Васильевна – учитель немецкого языка муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» Белгорода – свою карьеру в этом учебном заведении начала 16 лет назад. В 2003 году Марина Васильевна со своими учениками участвовала в конкурсе проектных работ «Молодёжный обмен» немецкого культурного центра имени Гёте в Москве, который имеет Международный статус.

Конкурсная работа называлась «Летучая комната гимназии №2». «Конечно, тогда мы и не надеялись на победу, но вдруг пришло письмо – мы выиграли двухнедельную поездку в немецкий город Херне, но это ещё не всё. С этого момента мы начали участвовать в четырёхлетней программе по обмену. Теперь, несмотря на то, что она закончилась, сотрудничество продолжается», – рассказывает Марина Коновка. Сегодня Марина Васильевна с учениками готовит Германо-Русский проект «Дачи в России и Германии».

В прошлом году гимназия №2 в рамках национального проекта «Образование» с программой «Реализация личностного потенциала учащихся в образовательном пространстве гимназии» получила грант в один миллион рублей. Полученные деньги гимназия потратила на приобретение современной компьютерной техники (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные мультимедийные доски и множество других устройств, основанных на современных цифровых технологиях). Таким образом, реализуется инновационная составляющая в методике обучения.

Ещё одно направление национального проекта – поддержка талантливых школьников. Воспитанница Марины Коновка Ирина Теренько, выпускница 2006 года, получила за свои успехи материальное поощрение в размере 30 000 рублей. Ирина заняла первые места в городских и областных олимпиадах по немецкому языку, второе место – по русскому языку и четвертое – по информатике.

Марина Коновка также является членом Общественного совета по образованию при администрации города Белгорода. Цель работы Общественного совета заключается в привлечении общественности к проблемам образования. Одним из вопросов, обсуждаемых сейчас на Совете, является проект модернизации образования. На его реализацию выделено 400 млн. рублей, которые будут поступать в область каждый год определёнными частями. Ещё одно новшество – подушевая схема оплаты труда преподавателей.

Но такая реформа, считает Марина Коновка, может привести к печальным последствиям. Проблема заключается в том, что учитель, затрачивая одно и тоже время, но на меньшее количество учеников (в особенности это касается предметов, при обучении которым класс разделяется на группы) будет получать меньшую заработную плату, чем преподаватель другого предмета, «собирающего» полные классы. Сегодня такая система действует в экспериментальном режиме, поэтому недостающую часть зарплаты учителям иностранных языков, физической культуры, технологии и пр. возмещает администрация. В обязательном порядке система начнёт функционировать с 1 сентября 2007 года, и времени на решение этой проблемы остаётся с каждым днём всё меньше и меньше.

Следующим шагом реструктуризации, который также заботит Марину Васильевну как педагога и общественного деятеля, является создание так называемых «кустов». «Куст» – три или четыре школы, объединённых по территориальному принципу, среди которых есть опорная (базовая) школа, начальную и общеобразовательную. То есть, при объединении в один «куст» школ №№ 27, 29 и гимназии №2, где гимназия №2 – опорная, будет решаться, в какой из этих школ будут учиться только начальные классы с первого по четвёртый, и в какой – с пятого по одиннадцатый.

Это, как предполагают разработчики программы, должно привести к повышению уровня профильного образования. Но, по мнению Марины Васильевны, которая в гимназии занимает должность заместителя директора, потеря начальных классов может привести к обратному процессу, так как именно в раннем школьном возрасте закладывается фундамент будущего уровня знаний ребёнка. Это очень важно для гимназии №2, специализирующейся на обучении иностранным языкам.

К чему приведёт модернизация образования на практике и как повлияют новые реформы на уровень знаний детей, можно будет увидеть только с начала учебного года. Но прежде, чем проводить эксперименты на детях и их педагогах, быть может, стоит прислушаться к мнению опытного преподавателя, одного из лучших учителей России?

Михаил Гиголаев

"