Posted 11 мая 2007,, 12:35

Published 11 мая 2007,, 12:35

Modified 29 июля 2022,, 11:11

Updated 29 июля 2022,, 11:11

Главная задача органов местного самоуправления – улучшить демографию

11 мая 2007, 12:35
11 мая в Большом зале Дома правительства области состоялся II съезд ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области», зарегистрированный как юридическое лицо 6 июля 2006 года. На съезд прибыли представители всех 337 состоящих в нем муниципальных образований. В работе съезда приняли участие губернатор Белгородской области Евгений Савченко, председатель областной Думы Анатолий Зеликов, главный федеральный инспектор в Белгородской области Николай Шатохин.

С отчетным докладом «Об итогах деятельности ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области» в 2006 году» выступил председатель Президиума ассоциации, глава администрации г. Белгорода Василий Потрясаев. В начале своего выступления Василий Николаевич отметил, что при реализации Федерального закона № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо учитывать интересы каждого муниципального образования.

Одна из важнейших проблем, связанная с реализация нового закона, - кадровая - была решена при участии института муниципального и государственного управления. Но и до сих пор в этом плане есть нерешенные проблемы. Наиболее востребованными являются юристы, так как возникает масса вопросов при разработке нормативных актов. Да и сам закон № 131, в дополнение к которому за короткое время было принято 22 закона, вносящие поправки в него, требует дальнейшего совершенствования.

В выступлении также было отмечено, что в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возникают многочисленные проблемы, требующие принятия решений со стороны федеральных органов государственной власти.

Наиболее сложным является четкое и всестороннее разграничение предметов ведения между федеральными, региональными и муниципальными уровнями управления. Проявляется тенденция принятия новых федеральных законов, по которым органы местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями. Вместе с тем полномочия, которые должны быть максимально приближены к населению (например, регистрация актов гражданского состояния, возможность осуществления нотариальных действий), из сферы местного самоуправления устранены.


Остается нерешенным ключевой вопрос обеспечения деятельности местного - самоуправления - формирования его финансовой и имущественной базы, адекватной закрепленным полномочиям.

Несовершенный порядок разграничения имущества между различными типами муниципальных образований, закрытость перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, приводит к неэффективности его использования.

Существующая система налоговых, бюджетных и межбюджетных отношений (централизация значимых доходов в федеральном бюджете, отмена ряда местных налогов, неполнота учета налогоплательщиков, несовершенство механизма сбора местных налогов, сложность их оплаты населением через банковскую систему) привела к тому, что доходы местных бюджетов не обеспечивают минимальных расходных обязательств муниципалитетов по решению вопросов местного значения.
До сих пор не приняты нормы законодательства о минимальных социальных стандартах, на основе которых каждому муниципальному образованию будет обеспечен уровень расходных обязательств, гарантирующий человеку реализацию его конституционных прав.


Налоговая система построена таким образом, что у муниципальных властей отсутствует мотивация развивать местную экономику.

Не оправдала себя концепция коммунальной реформы. Так, переход к стопроцентной оплате услуг ЖКХ не привел к спасению самой отрасли. Напротив, ее финансовое состояние только ухудшилось - очень высок объем недофинансирования ЖКХ, растет дебиторская задолженность (в основном, это долги бюджетных потребителей) и долги перед предприятиями естественных монополий. На сегодняшний день сфера ЖКХ для частных инвесторов непривлекательна, а за счет местных бюджетов обеспечить ее потребности очень сложно.

Отсутствует четкое нормативное регулирование статуса депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В условиях дефицита бюджета и других вышеперечисленных проблем серьезную роль может играть территориальное общественное самоуправление (ТОС). Однако высокая норма представительства, необходимая для создания и осуществления деятельности ТОС, приводит к тому, что активные люди, желающие работать, вкладывать свои личные ресурсы в конкретное дело, не могут его начать.

В прениях по докладу выступили депутат областной Думы Юрий Селиверстов, главы муниципальных образований области различного уровня. В выступлениях говорилось не только о трудностях, связанных с реализацией ФЗ № 131, но и приводились конкретные предложения. Например, глава администрации Федосеевского сельского поселения Любовь Бочарникова говорила о необходимости компьютеризации администраций, подключении к сети Интернет, что позволит усовершенствовать работу штатных сотрудников.

Делегаты съезда приняли доклад Василия Потрясаева к сведению и одобрили его. На съезде был также заслушан и одобрен доклад председателя ревизионной комиссии Совета муниципальных образований Белгородской области Сергея Седых.

На съезде выступил губернатор Белгородской области Евгений Савченко, который обозначил основные задачи, стоящие перед руководителями органов местного самоуправления. Одна из самых главных – улучшение демографической ситуации. Причем, за счет увеличения рождаемости, естественного прироста населения. Евгений Степанович предложил два основных пути зарабатывания денег: развивать экономическую активность населения, то есть предпринимательства, и создавать высокооплачиваемые рабочие места. Губернатор высказал мнение о том, что финансовое благополучие любого муниципального образования зависит не в последнюю очередь о того, сколько житель зарабатывает денег и сколько тратит их, причем – по месту своего жительства. Участие в новой областной программе «Семейные фермы Белогорья» позволит одновременно решить ряд проблем, в том числе – и занятости населения. А от занятости населения напрямую зависит и наша общая безопасность. Губернатор посетовал на то, что жители сел мало берут кредитов для развития предпринимательства, хотя есть и позитивные примеры. Евгений Степанович также затронул проблему благоустройства населенных пунктов, создания кластеров – системы социального устройства. Закончил свое выступление он перечислением главных направлений деятельности, не преминув напомнить о самом приоритетном – повышение рождаемости. Ведь высшая цель – улучшение качества жизни белгородцев - может быть не достигнута именно потому, что просто не будет тех, ради кого ее разрабатывали…

В завершение съезда его участники приняли обращение в Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс), в Комитет по вопросам местного самоуправления Государственной Думы, в котором просят оказать содействие в решении проблем, связанных с реализацией ФЗ №131.

"