Posted 2 мая 2007,, 11:07

Published 2 мая 2007,, 11:07

Modified 29 июля 2022,, 13:10

Updated 29 июля 2022,, 13:10

О России – с любовью

2 мая 2007, 11:07
27 апреля в Овальном зале состоялся концерт из произведений русской симфонической классики. Оркестр Белгородской филармонии под управлением Дмитрия Филатова исполнил 3-ю симфонию Рахманинова и фрагменты из оперы Бородина «Князь Игорь» – «Половецкие пляски», арию Игоря (заслуженный артист РФ Владимир Бойко) и арию Кончака (Михаил Мальцев).

Впервые прозвучавшая в Белгороде 3-я симфония – сложное по содержанию и языку сочинение с непростой исполнительской судьбой. Она принадлежит к числу шести произведений, созданных Рахманиновым в так называемый зарубежный период (с конца 1917 года и до своей кончины в 1943 году композитор с семьей жил вначале во Франции, затем – в США). Симфония создавалась в 1935 – 36 гг. С пронзительной силой в ней звучат мотивы тоски по утраченной Родине, любовь к России, боль за её судьбу. Впервые симфония была исполнена Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского, но успеха у американской публики не имела.

«Может быть, я ошибаюсь, – писал по этому поводу Рахманинов, – но мне кажется, я написал хорошую вещь». Время очень скоро подтвердило правоту великого музыканта. В СССР 3-я симфония Рахманинова впервые с успехом была исполнена в 1945 году под управлением выдающегося дирижера Н.С. Голованова. С тех пор исполнение 3-й симфонии является показателем зрелости не только оркестра, но и дирижера в воплощении «русской темы» в музыке XX века. Именно 3-я симфония Рахманинова включена в репертуар американских гастролей Национального симфонического оркестра под управлением В. Спивакова весной этого года.

В исполнении Дмитрия Филатова острые драматические коллизии симфонии, будучи достаточно рельефными, смягчены и как бы затушеваны. На первый план выступает суровая, не сентиментальная, но трогающая до глубины души певучая красота рахманиновских русских музыкальных «пейзажей» в органичной – то внезапной, то неторопливой – смене музыкальных импульсов. Оркестр в руках Дмитрия Филатова звучит мягко и прозрачно. Жаль только, что иногда интонационная выразительность и динамическая чуткость деревянных «недотягивала» до уровня струнной группы.

Вокальные фрагменты оперы вызвали энтузиастический отклик зала. Выразителен, как всегда, артистичный Владимир Бойко в образе своего погруженного в тяжкие раздумья героя. Слушая арию Кончака, зал, как истинный меломан, затаил дыхание на тяжелых ровных низких нотах баса (слова «ужас смерти сеял мой булат»), вознаградив Михаила Мальцева по окончании арии горячими аплодисментами.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"