Posted 28 марта 2007,, 05:23

Published 28 марта 2007,, 05:23

Modified 29 июля 2022,, 11:26

Updated 29 июля 2022,, 11:26

В Овальном зале звучала музыка французских импрессионистов

28 марта 2007, 05:23
В конце минувшей недели в Овальном зале состоялся концерт, на котором симфоническим оркестром Белгородской государственной областной филармонии под управлением заслуженного артиста Украины Рашита Нигаматуллина любителям классической музыки была представлена большая, стилистически цельная и весьма сложная программа.

Симфонический оркестр впервые исполнил сочинения Клода Дебюсси (1862 – 1918 гг.) – оркестровую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» по стихотворению Стефана Малларме, а также «Облака» и «Празднества» из цикла «Ноктюрн». Во время концерта прозвучало «Болеро» и 1-й фортепианный концерт Мориса Равеля (1875 – 1937), солист – Сергей Главатских, Москва.

Три оркестровые пьесы Дебюсси относятся к среднему периоду творчества композитора (рубежу ХIХ – ХХ веков). Произведения, сочиненные в это время, определяют Дебюсси как создателя и единственного представителя в музыке стиля импрессионизма. Как в живописи, так и в музыке, импрессионизм характеризуется передачей взятых вместе из жизни или литературного творчества впечатлений, воссозданной средствами детально разработанной техники нюансов цвета или звука. Как и французские художники-импрессионисты (Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писарро и др.). Дебюсси создал новую технику музыкального языка, влияние которой проявилось в творчестве многих композиторов ХХ века. Однако в целом ни творчество Дебюсси, ни, тем более, Равеля, не укладываются в довольно узкие стилевые рамки импрессионизма.

Оба сочинения Мориса Равеля, демократичные и виртуозные, проникнутые возбуждающими испанскими ритмами (не забудем, что Равель по матери был испанец, баск) имели более теплый прием слушателей. Знаменитый оркестровый шлягер – «Болеро» – звучал в этом сезоне второй раз, и от первого исполнения отличался ярко выраженным трагизмом интерпретации. В одном из последних сочинений Равеля – трехчастном фортепианном концерте Соль-мажор – отразились ощущения композитора, выросшего в более спокойное время, от убыстряющегося темпа жизни послевоенной Европы с ее беспокойством, стремительностью и болезненным пристрастием к постоянной смене впечатлений. Главная тема первой части родилась, по словам Равеля, под стук колес поезда. Сегодняшним исполнителям и слушателям оказался очень близок и понятен динамизм написанной более 75 лет назад музыки.

На «бис» гость вечера, московский пианист Сергей Главатских исполнил «Альбораду» («Утреннюю серенаду шута») из фортепианного цикла Равеля «Отражения».

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синявская

"