Posted 19 февраля 2007,, 14:25

Published 19 февраля 2007,, 14:25

Modified 29 июля 2022,, 12:51

Updated 29 июля 2022,, 12:51

Итоги национального проекта «Образование» с точки зрения законодателя

19 февраля 2007, 14:25
Приоритетный национальный проект «Образование» вышёл в 2007 году на новый виток развития. Первые итоги долгосрочного проекта подведены, стало ясно, каким путём наше образование намеревается идти в будущее. Однако реализация даже приоритетного проекта во многом зависит от законодательной базы, и в особенности на региональном уровне. Законодательные инициативы белгородского парламента известны по всей стране, так недавно парламентарии Хакассии поддержали белгородцев в их стремлении помочь лучшим учителям. Белгородская областная дума предложила не взимать налоги с президентского гранта, вручаемого в рамках ПНПО лучшим учителям страны.

Мы обратились к депутату Белгородской областной думы Николаю Рухленко с просьбой рассказать об итогах реализации нацпроекта «Образование» с точки зрения законодателя. Депутат Рухленко в педагогике профессионал, много лет работает учителем словесности в белгородских школах, имеет немалый опыт руководства учебными заведениями, его воспитанники побеждают в олимпиадах школьников и получают гранты национального проекта.

- Николай Михайлович, как реализация приоритетного национального проекта «Образование» повлияла на работу областной Думы?

- Вместе с другими национальными проектами – «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие АПК» – проект «Образование» стал воплощением новой стратегической линии президента В.В. Путина, правительства страны, направленной на решение социальных проблем подавляющего большинства граждан. Эти инициативы окончательно обозначили новый этап в нашей истории, главное содержание которого – это инвестиции в человека, воссоздание интеллектуального потенциала нации. Проект «Образование» является одним из базовых и масштабных, его результаты должны повлиять на все сферы жизни нашей страны, а главное – поднять престиж учительской профессии, поскольку ключевой фигурой в образовании был и остаётся учитель.

Для депутатов Белгородской областной Думы образование всегда являлось стратегическим приоритетом, и потому система образования никогда не останется один на один со своими проблемами.

Нужно отметить, что в Белгородской области уже четыре года реализуется Программа улучшения качества жизни. Созданная за это время база позволила Белгородской области активно и успешно включиться в реализацию национальных проектов. В области созданы соответствующие механизмы государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей, талантливой молодёжи. Проводится огромная работа по информатизации учебно-воспитательного процесса и его материально-техническому оснащению.

- С точки зрения статистических данных, какова картина белгородского образования в текущем учебном году?

- В области функционируют 482 детских сада, 727 школ, 13 школ-интернатов, 11 детских домов, 24 профессиональных училища, 10 средних специальных учебных заведений, 72 музыкальные школы, более 250 других учреждений образования. Контингент учащихся муниципальных общеобразовательных школ – более 147 тысяч человек, количество детей в детских дошкольных образовательных учреждениях – более 45 тысяч, более 2 тысяч воспитанников интернатных учреждений. Общее количество детей в детских домах Белгородской области – 490 человек. В профессиональных училищах учатся более 11 тысяч человек, количество студентов ссузов – более 5 тысяч, количество студентов в институте культуры – 1046 человек.

В 2006 году государственная поддержка из федерального бюджета оказана 33 школам, из которых 12 городских и 21 сельская. Из областного бюджета поощрены педагогические работники школ-победителей. 111 лучших учителей получили денежное поощрение по 100 тысяч рублей за счёт средств федерального бюджета.

В целях повышения социального статуса учителя, усиления региональной составляющей проекта разработана система мер, направленных на повышение заработной платы учителям общеобразовательных школ. Производятся стимулирующие выплаты за звания, доплаты за подготовку победителей и призёров олимпиад, конкурсов, соревнований, за высокие показатели выпускников по результатам ЕГЭ. Планомерно выплачивается доплата в размере тысячи рублей педагогическим работникам школ за выполнение функций классного руководителя. При этом область сохранила региональную доплату за классное руководство и взяла на себя расходы по подоходному налогу. В регионе действует система поддержки талантливой молодёжи. За счёт средств областного бюджета каждому победителю или призёру международных, всероссийских и областных олимпиад и конкурсов установлены денежные вознаграждения от 5 до 25 тысяч рублей в зависимости от достигнутых успехов.

В качестве региональной составляющей в областном бюджете также предусмотрены средства на приобретение учебно-лабораторного, станочного и компьютерного оборудования для школ области, оснащение сельских школ автобусами. Успешно реализуются такие областные целевые программы, как «Развитие образования Белгородской области на период 2007 – 2010 гг.», «Дети Белгородчины» (2007 – 2010 гг.).

- Каковы расходы, утверждённые Белгородской областной думой на образование в 2007 году?

- Принятым в декабре законом Белгородской области «Об областном бюджете на 2007 год» по разделу «Образование» определены ассигнования в размере 1284124 тысяч рублей. Прирост расходов против 2006 года составил 597869 тысяч рублей, то есть 18,5 процента.

С 1 сентября 2007 года Предусмотрено повышение доходов работников бюджетных учреждений в 1,15 раза, увеличение размера стипендий учащейся молодёжи в 1,5 раза. Стипендии учащихся и студентов начального и среднего профессионального образования составят 315 рублей, высшего профессионального образования – 900 рублей.

С 1 января 2007 г. введена отраслевая система оплаты труда, суть которой – повышение мотивации педагога на предоставление высококачественной образовательной услуги. Устанавливается прямая зависимость заработной платы педагога от результатов его труда, числа учеников в классе, сложности выполняемых работ и квалификации педагога. На этот счёт в декабре 2006 года принят закон Белгородской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Белгородской области».

В бюджете на 2007 год запланированы расходы на оздоровление в санатории «Красиво» 2600 педагогических работников муниципальных общеобразовательных школ области и 174 педагогических работников областных образовательных учреждений из расчёта стоимости путёвки 13828 руб. на 12 календарных дней.

Планируется приобрести 350 тысяч экземпляров новых учебников на замену физически изношенных и несоответствующих учебной программе учебников. Увеличены расходы по статье «Продукты питания». Депутаты приняли обращение к Правительству РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ по вопросу повышения ежемесячной денежной компенсации, связанной с обеспечением педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

- В июне 2006 года Белгородской областной Думой принят закон о региональном компоненте образования. Каково личное отношение к введению в школах предмета «Православная культура»?

- По закону Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области», региональный компонент включает в себя следующие предметы: «Православная культура» (2 – 11 классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 – 7, 9 – 11 классы). Введение в школы предмета «Православная культура» вызвало неоднозначную реакцию общественности. Однако следует признать немалое влияние нравственных установок православия на жизнь многих поколений русских. Эти установки тесно связаны с бытом, семейными отношениями и высшими ценностями общенационального характера – патриотизмом, самоотверженностью в борьбе за свободу Родины.

Новая оценка религии и её нравственно-воспитательной роли в развитии общества возвращает нас к лучшим вековым традициям, к формированию духоносной личности, к изучению православия. Педагогика до недавнего времени, к сожалению, практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей в частности. А между тем ребёнок не живёт без веры, без чувства вины, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию? Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. В законе области акцентировано внимание на том, что предмет «Православная культура» имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира на материалах краеведения Белгородской области, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспектах.

- Есть ли ещё какие-либо законодательные акты, связанные с проблемами образования и воспитания?

- В 2006 году также принят закон Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», внесены изменения в законы области «О приёмной семье» и «О семейном детском доме».

Областной Думой рассмотрено и поддержано несколько обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, имеющих отношение к ПНПО (Пермской области – о распространении выплаты вознаграждения за классное руководство на педработников в специальных (коррекционных) школах, общеобразовательных и специальных школах-интернатах, вечерних сменных школах (очного обучения) и др. Первоначально вознаграждение распространялось на педработников, трудящихся исключительно в общеобразовательных школах; Рязанской области – о восстановлении права субъектов РФ на государственное и муниципальное финансирование негосударственных образовательных учреждений; Костромской области – о расширении действия приоритетного национального проекта, включая дошкольные образовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования).

Таким образом, можно сказать, что депутаты Белгородской областной Думы уделяют большое внимание развитию и модернизации образования в плане его законодательного обеспечения.

Александр Жихов

"