Posted 9 февраля 2007,, 13:27

Published 9 февраля 2007,, 13:27

Modified 29 июля 2022,, 12:41

Updated 29 июля 2022,, 12:41

«Бессмертные имена» - повод для гордости русской культурой

9 февраля 2007, 13:27
7 февраля в Овальном зале Дома правительства Белгородской области под управлением заслуженного артиста Украины Рашита Нигаматуллина состоялся концерт абонемента «Бессмертные имена». Были исполнены сюиты из балета Стравинского «Жар-птица», арии из опер Римского-Корсакова в исполнении ведущих солистов филармонии и сюита «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля.

Первый балет Игоря Стравинского, исполненный в Париже в 1910 году в знаменитых «Русских сезонах» Сергея Дягилева, имел шумный успех и принес 28-летнему композитору европейскую славу. Спустя 9 лет Стравинский по мотивам балета написал сюиту, и в этом варианте музыка завоевала концертные залы всего мира.

«Жар-птица» – музыкальный сплав достижений русской симфонической школы. По признанию самого Стравинского, «Жар-птица» соединила лирико-мелодическую стихию Чайковского с влияниями Римского-Корсакова и Скрябина в области гармонии и оркестрового колорита.

Изощренность и отчетливость тембровых красок этой выдающейся партитуры, насыщенная фактура сюиты Стравинского были явлены слушателям с присущими Нигаматуллину ясностью и точностью намерений.

Наибольший успех выпал на долю молодой певицы Натальи Пашун. Безукоризненная дикция, красивая тембровая насыщенность звука, - прочные предпосылки будущего талантливой певцы.

Во втором отделении прозвучал цикл Мусоргского «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля. Фортепьянный цикл Мусоргского, созданный в 1877 году, – уникальное явление в мировой музыки. Композитор с блеском воплотил в звуках образы, навеянные впечатлениями от посмертной выставки рисунков художника и архитектора Виктора Гартмана.

Морис Равель, который преклонялся перед русской музыкой и Мусоргским в особенности, оркестровал сюиту в 1922 году. Оркестровый вариант «Картинок с выставки» справедливо считают одной из самых поразительных по красоте партитур XX века. В оркестровке Равеля господствует принцип тембров, одинаково близких как французскому мастеру, так и русской школе оркестровки. Достаточно вспомнить такие знаменитые «находки», как соло альтового саксофона в «Старом замке», или соло тубы в «Быдле».

Оркестровая сюита завоевала огромную любовь слушателей. В звучании Белгородского симфонического оркестра обращают на себя внимание хороший динамический баланс тембровых групп, тщательная проработка фактуры. Нельзя было не насладиться калейдоскопическими ударами тембров в «Тюильри».

"