Posted 2 февраля 2007,, 12:34

Published 2 февраля 2007,, 12:34

Modified 29 июля 2022,, 11:28

Updated 29 июля 2022,, 11:28

Число выпускников средних школ на Белгородчине приближается к количеству мест в вузах области

2 февраля 2007, 12:34
Проблемы подготовки профессиональных кадров, в первую очередь – рабочих различных специальностей – были рассмотрены 2 февраля на областном совещании, состоявшемся в актовом зале медицинского колледжа Белгородского государственного университета. В нём приняли участие руководители департамента социальной политики, областных и муниципальных управлений образования, занятости населения, заместители глав администраций, ответственные за кадровую политику.

Открыл совещание заместитель начальника департамента социальной политики области М.Д. Ломакин. Он ознакомил присутствующих с порядком реализации целевой подготовки специалистов различных направлений в соответствии с постановлением правительства области № 267-пп от 21 декабря 2006 года «О развитии системы подготовки кадров для отраслей экономики Белгородской области на 2007-2012 годы».

Большая роль в осуществлении планов отводится органам местного самоуправления, которые, совместно с районными центрами занятости населения, должны организовать работу по проведению мониторинга рынка труда района с учетом половозрастных критериев и востребованных профессий; определить потребность в рабочих кадрах и специалистах по уровням образования, направлениям (профессиям, специальностям) и оформлению заявок на целевую подготовку рабочих и специалистов от бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов; предоставить общие заявки от района на целевую подготовку рабочих и специалистов в управление государственной службы занятости населения области.

Службе занятости вслед за реализацией этих задач предстоит обобщить предоставленные от районов заявки на целевое обучение кадров, согласовать с отраслевыми управлениями и департаментами, затем направить в департамент социальной политики. В срок до 1 апреля департамент социальной политики согласовывает с учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования федерального подчинения количество мест для приема абитуриентов на целевое обучение. В озвученном М.Д. Ломакиным порядке четко оговорены ответственные за реализацию намеченных планов и конкретные сроки исполнения.

Если удастся осуществить все намеченное, можно избежать перекоса между полученными молодыми людьми специальностями (это касается систем высшего, среднего и начального профессионального образования) и истинной потребностью в них в различных отраслях экономики области. Еще одна негативная тенденция – невостребованность выпускников вузов. Причем, как отметил начальник управления образования и науки области С.П. Тимофеев, человек с дипломом не нужен даже в качестве простого рабочего: ведь если он придет на любое производство, его придется переучивать.

Любой «свежеиспеченный» специалист стремится к руководящей работе, эту мечту он лелеет в своей душе с юных лет, также как и его родители. А все это потому, полагает Станислав Петрович, что, как считает большинство населения, у нас хорошо живут только начальники. А в начальники выбиться могут только образованные люди (редкие исключения – не в счет). Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что 72 процента выпускников средних школ хотят поступать в вузы, 18 процентов – в средние учебные заведения, остальные 10 – то ли в армию, то ли сразу собираются работать.

Квалифицированного рабочего, считает С.П. Тимофеев, скоро «днем с огнем не сыщешь». Не хватает строителей, токарей, даже обычных шоферов. Если так дело пойдет и дальше, то скоро надо будет трактористов из стран СНГ, а то и из Турции приглашать… Но в то же самое время, укомплектование профессиональных училищ – ежегодная сложнейшая проблема. В прошлом учебном году, чтобы сохранить Ютановское училище в Волоконовском районе, все преподаватели буквально были вынуждены ходить по домам, агитировать молодежь.

Введенная с нового года система «подушевой» оплаты труда в школах приводит к тому, что учителя «дерутся» за каждого ученика. А представителей колледжей, училищ, пытающихся прорваться в школы с целью работы по профессиональной ориентации, в прямом смысле слова не пускают на порог. И все учителя разом забыли традиционную страшилку типа: «Будешь плохо учиться – в училище пойдешь!» Теперь будут удерживать каждого девятиклассника, пытающегося покинуть школьные пределы. И это также может сократить число потенциальных учащихся в системе начальной профессиональной подготовки и средних специальных заведений.

О престиже рабочих профессий в обществе и вовсе не принято говорить. И это касается отнюдь не одного Белгорода. Правительство Москвы предприняло хоть какие-то меры в плане подготовки квалифицированных рабочих, вслед за ними – ростовчане, теперь вот и на Белгородчине пытаются изменить ситуацию. Но далеко не каждый руководитель согласится взять на себя обязательства по направлению специалиста, который понадобится ему через пять лет (если речь идет о вузе), его финансовой поддержке во время учебы, затем трудоустройстве… Не каждый вуз захочет сократить количество коммерческих мест, уменьшить число студентов, обучающихся на самых престижных факультетах.

Подключившийся к дискуссии начальник департамента социальной политики – заместитель председателя правительства области Д.В. Худаев сообщил, что на 15 тысяч выпускников средних школ области приходится 18 тысяч мест в различных белгородских вузах, а также поинтересовался, как идет реализация постановления № 267-пп на местах.

Увы, практически ничего позитивного из уст ответственных лиц органов местного самоуправления не прозвучало. За исключением, пожалуй, фактов, приведенных в коротком выступлении заместителя начальника комитета по социальной политике администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» М.А. Глекова, который сообщил: «Делается все возможное, чтобы сохранить имеющиеся в городе учебные заведения, готовящие кадры для экономики Старого Оскола. А некоторые предприятия, например, Лебединский ГОК, платит учащимся колледжей зарплату во время прохождения производственной практики. И даже выдает спецодежду на этот период. Пример действительно положительный. Но – единственный.

Хочется надеться – пока единственный.

"