Posted 18 сентября 2006,, 13:14

Published 18 сентября 2006,, 13:14

Modified 29 июля 2022,, 13:17

Updated 29 июля 2022,, 13:17

Театральный сезон привел зрителей в «Лес»

18 сентября 2006, 13:14
Премьера «Леса» А. Островского стала достойным началом нового сезона в Белгородском драматическом театре.

Знакомство с предысторией этого спектакля снимает вопросы: «Почему именно этот писатель? Эта пьеса?» Одно из самых известных произведений русской драматургии на белгородской сцене поставил народный артист РФ, лауреат «Премии Москвы», главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии Борис Морозов.

Вот уже восемь лет длится дружба между ЦАТРА и БГАДТ им. Щепкина. Для Б. Морозова труппа Белгородской драмы стала уже родной. В прошлом сезоне московский режиссер поставил здесь спектакль «Горе от ума», успех которого превзошел все ожидания.

Для Александра Островского комедия Грибоедова была, как известно, «источником высокого вдохновения». Таково же отношение к ней и Бориса Морозова. «Лес» и «Горе от ума» роднит очень многое. Поэтому выбор второй пьесы для постановки на белгородской сцене выглядит как логическое продолжение режиссерской линии.

Бориса Морозова не испугало то, что «Лес» - одно из самых сложных произведений Островского. Ведь эта пьеса вобрала в себя черты трех типов его комедий: народной, сатирической и комедии с высоким героем.

«Лес» написан в пореформенную эпоху, в 1870 году. Драматург сосредоточен на нравственном аспекте происходящих в России перемен.

В «глухом помещичьем захолустье» сталкиваются театр и жизнь. Место действия – Пеньки, усадьба богатой помещицы Гурмыжской. «Дремучие и темные нравы», по определению критика Н. Страхова, под стать дремучим и темным лесам вокруг.

Раиса Павловна (нар. арт. РФ М. Русакова) удалилась в лесную усадьбу от шумной столичной жизни, где достаточно покутила на своем веку. Штрих за штрихом актриса создает отталкивающий образ ханжи и лицемерки, надевшей маску добропорядочности. На деле ее героиня озабочена лишь тем, чтобы придать пристойный вид своим поступкам в глазах окружающих. Хотя о каком приличии может идти речь, если барыня в возрасте сильно за пятьдесят женит на себе недоучившегося гимназиста Буланова (арт. И. Ткачев), по сути, покупая его?

Ее зеркальное отражение – ключница Улита (арт. Н. Пахоменко). Право на «женские радости» она получает, наушничая хозяйке обо всем, что происходит в доме.

По-своему колоритны гости усадьбы, соседи-помещики – слащавый до приторности Милонов (арт. А. Манохин) и солдафон-рубака Бодаев (арт. А. Терехов), этакий Скалозуб в отставке. Несмотря на диаметрально противоположную стилистику этих образов, оба закоренелые ретрограды.

В этот сатирически обрисованный мир «сов и филинов» нежданно-негаданно вторгается племянник Гурмыжской – провинциальный актер-трагик Геннадий Несчастливцев (нар. арт. РФ В. Стариков), нарушив установившееся течение жизни.

Столкновение двух представителей дворянского рода Гурмыжских: немолодой богатой помещицы, проматывающей состояние с любовниками, и ученого на медные гроши нищего актера, великодушно отдающего Аксюше (арт. В. Васильева) свои последние деньги, - стержень постановки. Виталий Стариков органичен и убедителен в каждой реплике и каждом жесте. Моральная победа благородного актера над «комедианткой» - апогей спектакля: «Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы».

В новом спектакле все роли, не только главные, но и второго плана – будь то слуга Гурмыжской Карп (нар. арт. РФ Н. Черныш), комик Счастливцев (арт. И. Нарожный), купец Восмибратов (арт. В. Володин), его сын Петр ( арт. Я. Виноградов) – сыграны на пике возможностей актеров, занятых в ансамбле. Именно такое ощущение возникло на премьере.

Спектакль оформляла та же команда, что и «Горе от ума»: М. Смирнов, художник-постановщик, заслуженный работник культуры РФ, О. Сидорина, художник по костюмам. На белгородской сцене родился яркий, зрелищный, волнующий спектакль.

Специально для ИА «Бел.Ру» Элла Саркисьянц

"