Posted 13 сентября 2006,, 13:17

Published 13 сентября 2006,, 13:17

Modified 29 июля 2022,, 13:17

Updated 29 июля 2022,, 13:17

Поехали!

13 сентября 2006, 13:17
Стартовавший в Белгороде 1 сентября эксперимент по организации пассажирских перевозок льготных категорий населения совпал с окончанием муниципального конкурса на право подобных перевозок по городским маршрутам. Сегодня журналисты региональных СМИ поинтересовались мнениями о результатах эксперимента у льготников и водителей «маршруток».
Сюжет
Льготы

Валерий Мануйлов, водитель ПАЗа, маршрут №15: «Стало намного лучше. Вожу пенсионеров «в любых количествах». В начале было беспокойство по поводу обмена талонов, но на днях получаю сертификат на право перевозок и начну обменивать талоны на деньги. После конкурса работаю по договору с автоколонной 1402, плачу в месяц 1200 рублей».

В итоге, как рассказал журналистам руководитель аппарата администрации Белгорода С.А. Боженов, право на осуществление пассажирских маршрутных перевозок в Белгороде получили не одна компания (МУП «АК 1402»), как в прошлом году, а четыре, в том числе и теперь уже акционерное общество «Автоколонна №1402». Кстати, Сергей Андреевич не исключил, что в скором времени и муниципальное предприятие «Белэлектротранспорт» изменит форму собственности.

Юрий Петинов, генеральный директор ЗАО «РТК Белогорье»: «Выиграть конкурс было тяжело. Я думаю, что мы «взяли» качеством перевозок. 80% наших микроавтобусов – 2005 или 2006 года выпуска. Мы предъявляем жесткие требования к чистоте и техническому состоянию автомобилей. Введение льготных талонов улучшило ситуацию. Раньше мы ждали дотацию месяц-два, а теперь спокойно обмениваем на «живые» деньги». Региональная транспортная компания «Белогорье» имеет около 400 микроавтобусов, которые обслуживают, в том числе, маршруты №№33 и 36.

Отличие конкурса этого года было в том, что каждая из четырех компаний выиграла обслуживание строго определенных маршрутов. В каждый лот организаторы конкурса внесли так называемые выгодные и невыгодные маршруты. С каждым перевозчиком заключен договор, предусматривающий и перевозку льготников на определенных условиях. Правда, на маршрутах остались еще автобусы «проигравших» компаний, которые пока не определились, «под кем» работать и работать ли дальше вообще. Некоторые из них пытались по своему «решить» транспортную проблему города и в пятницу утром 8 сентября перекрыли выезд из одной из стоянок пассажирского транспорта.

В результате конкурса 58 автобусов остались вообще «не у дел». По словам начальника отдела организации транспортного обслуживания администрации Белгорода В.К. Гришука, руководство города готово предложить им новые маршруты. Кстати, появление этой должности в городской администрации отметили представители компаний-перевозчиков: «Теперь хоть есть человек, конкретно отвечающий за общественный транспорт города».

1 сентября стартовал эксперимент, предусматривающий оплату проезда льготников специальными талонами. Они разных цветов – зеленый для города, желтый – для пригорода. В городе существует 27 пунктов приобретения/обмена талонов. На одном из таких пунктов, расположенном на конечной остановке «Железнодорожный вокзал», журналисты побеседовали с начальником отдела учета и сбора выручки МУП «Белэлектротранспорт» Ольгой Жировой. По ее словам, в день здесь обслуживается до 1000 льготников, а сегодня до 9 утра талоны получили уже 100 человек, а обменяли на деньги три водителя. В среднем в день обменивают талоны до 40 «маршрутчиков», предъявляющих свидетельство на право перевозок, путевой лист и паспорт. Пункты работают с 8.00 до 17.00.

Одной из проблемных сторон эксперимента является сам талон, вернее, возможность его подделки, несмотря на три степени защиты. Уже вчера в одном из троллейбусов был предъявлен к оплате фальшивый талон льготника.

Однако это не самая большая проблема эксперимента. 30 августа возле Дома правительства состоялся пикет пенсионеров и членов КПРФ, направленный против этого нововведения. Странно, что люди выступили против того, чего еще не попробовали. Хотя Геннадий Зюганов никогда не скрывал, что КПРФ занимают «глухую оппозицию», то есть всегда «против».

Михаил Нарыков, 16 лет на пенсии: «Езжу в основном в дачный период на автобусе №116, который постоянно опаздывает от графика. До него добираюсь на троллейбусе. Талонов осталось уже 10 штук. Я считаю, что 38 талонов в месяц явно не достаточно».

Нина Шевченко, 59 лет: «Каждый день езжу на работу. С талонами стало лучше. Водители стали повежливей. Если долго нет троллейбуса, смело сажусь на маршрутку. Правда, до конца месяца осталось всего 23 талона».

Эксперимент городской администрацией позиционируется как компромисс между перевозчиками и льготниками. Из 340000 жителей Белгорода 106000 принадлежит к льготной категории населения. В социальный пакет заложено 140 рублей компенсации пенсионеру проезда в общественном транспорте из федеральных средств, а областной бюджет добавил еще 130 рублей, то есть всего 270 рублей. Однако перевозчикам компенсации выплачивали по-разному – «ГАЗели» за два места, «ПАЗику» - за четыре, а большому автобусу – за 8. Однако следует заглянуть в любой дачный автобус «Икарус-гармошка»: 160 – льготники, и только человек 20, а то и менее 10, непосредственно оплачивают за проезд. Все это приводило к многочисленным конфликтам, свидетелями которых становилось большинство белгородцев.

Поэтому пенсионерка Клавдия Ладных отказалась от этой льготы и не хочет пользоваться ей сейчас: «Надоело унижаться, стыдиться. Да и сейчас на маршрутках можно увидеть надписи: «льгот нет».

Идея эксперимента возникла в ходе деятельности рабочей группы под председательством мэра В.Н. Потрясаева, в которую входили и руководители транспортных компаний. В итоге, 270 дотационных рублей разделили на семь рублей, и получилось 38 поездок.

Валерий Донец, водитель нового «ПАЗа» «АК 1402»: «Льготников стало меньше. Видимо, теперь все подумают – поехать или сэкономить талончик».

Понятно, что принятые меры не решат полностью транспортную проблему города Белгорода. Сотрудники ГИБДД обращают не слишком много внимания на то, что маршрутчики высаживают пассажиров прямо на проезжую часть, не подъезжая вплотную к остановке; на то, что под ногами у пассажиров расположено запасное колесо, на то, что все останавливаются только в начале остановки. Сотрудники Госавтоинспекции говорят, что они не могут остановить автобус посреди маршрута, выгнать оттуда пассажиров и отправить транспортное средство на штрафстоянку.

Кроме того, почти весь транспортный поток сосредоточен на одной улице. Пустить «маршрутки» по проспекту Ватутина и новому мосту не позволяют технические условия из-за крутого подъема от поворота на ул. 5-е Августа до перекрестка с ул. Костюкова. Разрешить здесь проезд можно, только если признать это место горной дорогой.

Одним из путей решения проблем представители городской администрации назвали переход на основных магистралях с мелких «ГАЗелей» на вместительные автобусы. Так поступили в городе Омске, где с городских маршрутов убрали все микроавтобусы. Однако большеместных автобусов осталось в городе мало, а для создания полностью муниципального транспорта средств пока недостаточно.

"