Posted 9 августа 2006,, 06:23

Published 9 августа 2006,, 06:23

Modified 29 июля 2022,, 12:34

Updated 29 июля 2022,, 12:34

Встреча министра образования РФ с представителями регионов в «Учительской газете» по продвижению Приоритетного национального проекта «Образование»

9 августа 2006, 06:23
Мы уже рассказывали прошедшем на минувшей неделе в столице семинаре-совещании пресс-служб органов управления образования субъектов федерации, посвящённой общественному продвижению Приоритетного национального проекта «Образование». Одним из наиболее значимых мероприятий семинара стала встреча с министром образования РФ Андреем Фурсенко.

Встреча состоялась в редакции главного печатного педагогического органа страны – «Учительской газеты», а организовали её пресс-служба министерства образования и науки (И. Ган) и Агентство гуманитарных технологий (И. Большедворская). Представители региональных пресс-служб и средств массовой информации из 47 регионов более двух часов общались с министром образования и получили прямые и откровенные ответы на вопросы, волнующие всех заинтересованных участников национального проекта. Самое главное сегодня в образовании, по мнению Андрея Александровича, это внедрение в жизнь основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование».

О бюджете образования

Важно, что сейчас формируется бюджет на следующие годы, бюджет образования, как и обещано, увеличивается, в том числе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году было 24 миллиарда с учетом добавки на классное руководство. На будущий, 2007 год будет немногим менее 58 – то есть почти удвоение денег по национальному проекту. Плюс к этому растет финансирование и федеральный бюджет в целом. «Демонстрация дееспособности системы образования будет вести к тому, что будет увеличиваться ее финансирование... С самого начала я говорил, что с точки зрения объема средств это очень небольшой объем. Но, во-первых, это достаточно четко ориентированные средства – четко сказано, на что они должны быть потрачены. Потихоньку все убеждаются, что действительно, они на это и тратятся. И, в общем, получаются те результаты, которые рассчитывали получить. Я думаю, что это, может быть, самое главное, что связанное с Приоритетным национальным проектом «Образование».

О законодательстве и психологии

Министр отметил, что в активе проекта продвижение вперёд с точки зрения нормативной базы и организационных мер. В частности, на следующем правительстве будет внесен законопроект по Единому государственному экзамену. Достигнута согласованная позиция с союзом ректоров. Андрей Фурсенко считает, что система образования и общественность сегодня находятся в состоянии психологической готовности к изменениям - «У меня ощущение, что изменилась некая психологическая база, основа в сфере образования… Когда мы начинали – вы помните – никто не во что не верил. Думали, что это еще один лозунг, который ничем не закончится. Оказалось, относительно небольшие ресурсные вливания способны запустить процесс изменений в сфере образования».

О нехватке дошкольных образовательных учреждений.

-«Во-первых, есть инициативы, связанные с поддержкой родителей, которые отправляют детей в детсады. Часть затрат в рамках демографической программы берет на себя государство.

- Второй вопрос – если не ошибаюсь, сейчас депутатами Государственной думы вносится законопроект об упорядочении нормативной базы по дошкольному и дополнительному образованию, чтобы эти вопросы могли решать регионы. Это касается и оплаты труда в сфере образования.

- Третье - сейчас есть опыт ряда регионов по организации дошкольного образования, которое не обязательно связано с содержанием детей в детсадах. Существует возможность на конкурсной основе обеспечивать услуги по дошкольному образованию, по подготовке детей к школам не только в детсадах. И очень важно этот опыт продвигать. Проблема дошкольного образования распадается на две части. С одной стороны – традиционная для нашей страны поддержка детских садов. С другой – подготовка ребят в кружках, в предшколе. Не создание нулевых классов, речь не об этом, а создание каких-то форм, при которых ребят могли бы готовить к школьной жизни.

Надо бы потихонечку строить детсады. Вообще детские сады – это прерогатива регионов и муниципалитетов. Что мы рекомендуем? По селу одно из направлений - создание образовательно-культурных центров, в которых школа и детсады могли объединяться. Сегодня мне показали данные по средней наполняемости школ и классов в сельской местности - цифры мрачноватые. Я думаю, что сохранение сельской школы в значительной степени связано с тем, что мы создаем возможности для воспитания в ней – дошкольников. Что касается городов, Москва предпринимает серьезные усилия по возвращению в муниципалитеты тех детских садов, которые по каким-то причинам использовались в последние годы на другие цели. Мы не можем законодательно этот вопрос обеспечить, но пропагандировать этот опыт и мы, и вы можем – этим стоит, я думаю, заниматься.

Что касается включения, скажем, дошкольного образования в национальный проект, мы обсуждали этот вопрос. Я думаю, что в следующем году впрямую эта тема там не будет отражена, но опять же … мы не можем все образование вбить в приоритетный проект. Хотя вопрос дошкольного образования несколько раз обсуждался и на президиуме совета, и на совете при президенте – и мы отдаем себе отчет, насколько эта тема острая, чувствительная и важная».

О начальном и среднем профессиональном образовании

«Скорее всего, на следующий год в Приоритетном национальном проекте «Образование» появится тема НПО и СПО. …начальное профессиональное и среднее профессиональное образование - необходимая сфера. Наши предложения, которые поддержаны Минфином, заключаются в том, что мы должны найти деньги на создание в течение ближайших трех лет нескольких ресурсных центров – хотя бы по два-три на регион. Создание центров в сфере НПО и СПО – которые были бы хорошо оборудованы, которые могли бы являться примером для аналогичных центров в регионе и за пределами. По нашим оценкам, объем средств, необходимых чтобы центр был образцом, - 30-40 миллионов на один центр. Если бы нам удалось за три года обеспечить создание, ну скажем хотя бы двухсот центров по России, я думаю – это было бы очень существенное приближение. В следующем году этот проект начнется, в каком виде – пока еще не ясно, мы сейчас обсуждаем, но то, что начнется, я уверен. Конкурировать будут и предложения центров, регионов, будет учитываться региональная составляющая. Они будут не только в Москве и Московской области.

Поддерживать надо тех, кто сам в этом направлении достаточно много делает, кто способен в этом направлении демонстрировать пример.

В Кабардино-Балкарии показывали такой ресурсный сельский центр – три года назад выделили десять миллионов. Он не может развиться до конца, поскольку этих денег явно не хватило. Сколько на самом деле надо? Говорят, чтобы мы больше ни к кому не обращались и могли двигаться дальше, включая договора с сельскими хозяйствами, надо около 30 миллионов. Аналогичная ситуация и в промышленных ПТУ. Может быть там надо больше денег, но я убежден, что если будут вложены значительные деньги, то и регионы, и бизнес готовы будут на паритетных началах вкладываться. Надо понимать, что есть партнеры, и таким партнером на первом этапе может быть государство, федеральный центр».

О встрече большой восьмёрки

- «Темы, которые обсуждались, интересны для нас. В первую очередь обращалось внимание на интерес к определению качества образования и квалификационных требований в профессиональном образовании. То, что нам надо в РФ. Мы должны обеспечить единый уровень квалификационных требований к людям, получающим тот или иной уровень профессионального образования. Людей с дипломами юристов много, но если кто пробовал найти хорошего юриста, знает, какая это дикая проблема. И она касается любой специальности. Поэтому логика установления определенных требований, градаций – что такое квалификация, что стоит за той или иной специальностью, - тема, которая обсуждалась на восьмерке. До этого она подробно обсуждалась экспертами, министрами образования, и я думаю, что эта тема, которую мы будем развивать в РФ.

Вторая тема, обсуждаемая на восьмерке достаточно активно, - это статус того, кто учит, учителя, преподавателя. Было подчеркнуто, что необходимо повышать статус этого человека. Это тоже важный сигнал для нас.

Главная задача восьмерки – с одной стороны, сверить свои позиции подходы, с другой стороны – важно, что вопросы на этом уровне поставила именно Россия. Это означает, что мы в каком-то смысле вышли в законодатели если не мод, то этого направления по крайне мере. Это важно – остальные подстраиваются под наши стандарты».

О конкурсе регионов

- «Идея проста. Есть изменения, которые крайне важны в системе образования всей Российской Федерации, в том числе региональной. При этом они требуют дополнительных вложений. Например, требуется упорядочение структуры системы образования – школ. Для того чтобы добиться нового качества в школах, необходимо создать базовые школы. Это касается и городов – рядом находятся три - четыре школы, а требуются одна - две. Но чтобы мотивировать создание базовых школ, в которых качество образования должно быть обеспечено лучше, чем в существующих сейчас, требуются дополнительные средства, вложения. Вырывать эти вложения, деньги из того, что уже сегодня тратится, всегда очень сложно. Есть текущие расходы, денег всегда не хватает, по жизни тоже, а уж тем более в такой сфере, как образование. Поэтому идея проектов заключается в том, чтобы дать регионам, готовым взять на себя ответственность, обязательство существенным образом реструктурировать сферу образования. Это касается и перехода на нормативно-подушевое финансирование по всей вертикали - от региона до школы. Это касается перехода на новую систему оплаты труда. Это касается резкого усиления влияния общественности на школьный процесс. Это касается более жесткого подхода к проверке качества в системе образования. Целый набор требований, достаточно серьезный. Так вот, таким регионам надо оказать финансовую поддержку, чтобы они могли реализовать свои предложения.

Мы договорились о том, что будет объявлен конкурс, по его итогам в 2007 году будут выявлены первые регионы-победители. Деньги будут выделяться в зависимости от качества предложений, от бюджетной обеспеченности региона, от соотношения городских и сельских школьников, то есть от структуры системы образования. Деньги будут небольшие. Гранты будут выделяться на три года, общая сумма гранта не будет превышать десяти процентов от годового консолидированного бюджета этого региона на образование.

Деньги – это катализатор. Мы предлагаем вещи, которые все равно придется делать, которые очень важны для региона. И вообще наша логика заключается не в том, что мы должны выбрать и вознаградить победителя. Деньги должны идти в обмен на обязательства. Регион берет на себя обязательства, а мы в ответ даем поддержку. Важно, чтобы в конкурсе приняли участие как можно большее количество регионов, потому что даже само наличие программ развития, которые будут предложены, уже являются фактором, обеспечивающим продвижение. Если эти программы будут интересны, будут заслуживать поддержки, то я думаю – как и в вопросе финансирования национальных проектов, финансирование будет увеличиваться. Так и здесь: покажет конкурс свою эффективность, в 2008 финансирование будет увеличено. Может быть не через национальные проекты – будет увеличиваться поддержка регионов, которые готовы перейти на другую систему. По нашим оценкам, достаточно сделать первый шаг, а потом система покажет сама свою эффективность – начнут активно выявляться внутренние резервы.

Сегодня в ряде регионов мы тратим деньги на то, чтобы красить прогнившие трубы. А надо концентрированно создавать новые школы, классы – концентрировать средства там, где это может дать максимальную эффективность для системы образования».

О квотах для проблемных регионов

- «Деньги на поддержку комплексных проектов будут выделяться с учетом бюджетной обеспеченности. Когда мы говорим о поддержке программы «Школьный автобус», о выделении методических пособий, - тоже речь идет о выделении с учетом бюджетной обеспеченности. Когда речь шла о выделении средств на оплату лучших учителей и школ, мы учитывали разницу в нормативах для села и города. Определенные шаги, связанные с учетом проблемности регионов, делаются. Но нельзя, чтобы это превалировало. Категорически нельзя, чтобы это было главным. Я считаю и уверен, что мы не имеем права ориентироваться на то, что дотационные регионы так и оставались бы всю жизнь дотационными. Мы рассчитываем и верим в то, что регионы шаг за шагом должны становиться самодостаточными. А если мы начнем говорить, что чем ты дотационнее, тем тебе больше, то зафиксируем их отставание. Учитывать надо, но ставить во главу угла – думаю, что нет».

О типовом перечне образовательных учреждений

- «Мы планируем перечень типов образовательных учреждений упорядочить. Его так наворочали, что с начиная с 90-х годов названия школ даже представить себе невозможно. Была полная свобода, и никто не считал, что это хоть на что-то влияет. В результате, какие только центры, организации не назывались. А когда возникла необходимость нормативного документа, оказалось, что кто-то туда не попадает. Кто-то надбавок за классное руководство не получил.

Вместе с Минсельхозом мы обсуждаем, что для села надо вводить новый тип образовательно-культурного центра. Мы понимаем, что создание такого типа центров – дело регионов, наша задача – ввести это в типологию. Занимается этим, в том числе департамент И.И. Калины. Думаю, что вопрос введения этого нового типа мы решим».

Об аттестации учителей

«Мы считаем, что система аттестации требует серьезных изменений – без изменений системы аттестации невозможен переход на новую систему оплаты труда. Там есть принципиальные требования к квалификации.

Критерии, по которым отбирались лучшие учителя, показали, что они работают. Мы теперь должны эти критерии учитывать и в аттестационных процедурах».

Об образовательном проекте с Министерством обороны?

«Планировалось создать сначала 25 учебных центров. Сейчас открыто три. Был проведен анализ, какие специальности могут одновременно быть и гражданскими, и военными. Учебному центру, который готовит ракетчиков, трудно готовить еще и слесаря. Было отобрано три центра, в которых большая корелляция между военными и гражданскими специальностями, они запущены, и мы сейчас должны посмотреть, как это работает. Мы должны ориентироваться на то, что ребята будут служить год. То есть за год получить и военную специальность, и гражданскую, и еще послужить. Поэтому сейчас накапливается опыт, военные сомневаются, что удастся найти по всей стране порядка ста центров. Если в вашем регионе есть учебный центр, в котором определенные требования соблюдаются, может проявить инициативу военное руководство вашего региона, Министерство обороны его поддержит. Мы тоже готовы поддержать – была аттестация образовательной деятельности в этих центрах. К концу года будут готовы предложения по открытию новых центров».

О будущем национальных проектов

«. Как сказал руководитель национальных проектов Медведев, с самого начала было понятно, что те обязательства, которые возникли в ходе реализации ПНП, никуда не улетучатся. Другое дело, что может быть изменена адресность – в какой-то момент эти обязательства будут переданы на региональный уровень с соответствующим обеспечением. А какие-то обязательства будут поддержаны через федеральные целевые программы. А те инициативы, что покажут эффективность, - начиная с поддержки классного руководства и кончая конкурсом лучших учителей, не будут ликвидированы. Они не разовые, если показывают свою эффективность.

Даже по классному руководству – вдруг выяснилось, когда пошли надбавки, что понятия классный руководитель ни в одном нормативном акте не существует. Мы не просто ввели это понятие, а методические рекомендации, что должен делать классный руководитель. Уже это способствовало тому, что работа классных руководителей упорядочилась, стала более ответственной. Поэтому абсолютно ясно, что ликвидировать это направление нельзя, и оно не будет ликвидировано.

То же самое касается конкурса лучших учителей. Много было разговоров, что чуть ли не вражда возникнет в учительской среде, люди друг друга ненавидеть начнут. Я сейчас практически в каждом регионе учителям задаю вопросы, было ли это. Более того – был специальный опрос ВЦИОМа. По опросам – семьдесят пять процентов учителей считают, что поддержку получили достойные. Поэтому разговоры о том, что такого типа конкурсы разваливают, ухудшают среду, по-моему, тоже оказались не правомерными. Это означает, что такого типа конкурсы должны сохраняться и развиваться. Это не только выделение лидеров, но и определенный праздник. Как в спорте. Спартакиада – те, кто в ней участвовали, воспринимают это не как смертельную обиду для себя, а как праздник, который кончился тем, что выделили достойных. При этом мы видим и некоторые побочные эффекты разных направлений национальных проектов. Требуется запуск любого творческого процесса – поэтому грех ликвидировать этот катализатор. А коли так, те направления, которые покажут эффективность, будут в том или ином виде сохранены».

Об истории создания национальных проектов и консолидации образовательного сообщества

«Конечно, это не созданный в тиши кабинетов проект. Было много разных идей и направлений. Те же конкурсы лучших учителей – больше половины регионов проводят такие конкурсы. Поэтому когда нами такой конкурс предлагался, мы базировались на том, что происходит в регионах. Причем это был не один лучший учитель, а губернаторские гранты для пятидесяти или ста лучших учителей.

Довольно интересно появилась идея по поддержке классных руководителей. Была сформулирована задача президентом – он сказал, что часть национального проекта должна затрагивать очень большую часть учительства, и поддерживала бы одну из ключевых сторон деятельности учителя, которую важно поддержать и на которую важно обратить внимание.

Вопрос о поддержке например – в этом году – НПО и СПО – поднимался так или иначе почти на всех заседаниях президиума совета по национальным проектам и на советах именно представителями регионов. Мы должны начать решать проблемы профессионального образования, на Госсовете этот вопрос тоже поднимался. Это тоже не в рамках Садового кольца придумано. Я бы не стал делить министерство, регион и школы. По-моему, сегодня существует некая достаточно дружная работа образовательного сообщества. У меня нет ощущения конфронтации – есть ощущение, что возникла определенная консолидация. Причем это касается не только чиновников разного уровня, но и директоров, учителей. Есть очень много предложений и замечаний, недовольства, но злобы нет. Это то, что я ощущаю на себе, - есть продвижение и общее понимание того, что надо действительно двигаться вперед».

Ввиду значительного объёма продолжение беседы с министром образования РФ А.А. Фурсенко будет опубликовано в дальнейшем. В нём будет рассказано об опыте работы в национальном проекте, конкурсе высших учебных заведений, критериях региональных комплексных проектов, Федеральной целевой программе, чиновниках и PR национального проекта.

Материалы беседы к публикации подготовил Александр Жихов

"