Posted 21 июля 2006,, 11:06

Published 21 июля 2006,, 11:06

Modified 29 июля 2022,, 12:46

Updated 29 июля 2022,, 12:46

Российская Армия в журналистских кадрах не нуждается

21 июля 2006, 11:06
21 июля в пресс-центре губернатора Белгородской области состоялась пресс-конференция заместителя военного комиссара Белгородской области В.А.Склярова. Он рассказал журналистам местных СМИ об итогах весеннего призыва в армию.

Он сообщил, что областной военкомат успешно справился с поставленной задачей, отправив к местам прохождения службы 1288 призывников. Из особенностей нынешнего призыва следует отметить тот факт, что в ряды Российской Армии нынешней весной отправлено на 700 парней меньше, чем в прошлом году. Традиционно основной массе новобранцев придется служить в Московском военном округе. Отдавать долг Родине белгородские призывники будут в частях ВМФ (Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский флоты), внутренних войсках, а некоторым из них придется охранять государственную границу.

После краткого отчета В.А. Скляров ответил на многочисленные вопросы журналистов. В их числе был и вопрос о том, много ли в нашей области желающих заменить военную службу на гражданскую. Оказалось, что этим правом, определенным Конституцией РФ, долгое время невозможно было воспользоваться из-за отсутствия законодательной базы. Но и после принятия соответствующих нормативных документов заменить «чисто мужскую» службу на исполнение обязанностей в гражданских учреждениях оказалось не так уж и много.

В нынешнем году написали заявления с просьбой заменить воинскую службу на гражданскую всего трое человек. Основная причина – вероисповедание, не позволяющее брать в руки оружие. На дополнительный вопрос журналиста, могут ли в нашей армии служить молодые люди «нетрадиционной сексуальной ориентации», последовал ответ о том, что если эта «ориентация» связана с психическим расстройством призывника, то его не смогут призвать на службу в связи с вынесенным диагнозом. А если он «просто гей», то это не служит причиной, не позволяющей служить.

Состояние здоровья молодого поколения – тема особого разговора. Уже много лет процент молодых людей, годных к службе, колеблется в пределах 67-68%. Остальные – либо не годны совсем, либо нуждаются в лечении. Очень много молодых людей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. Это, считает полковник Скляров, следствие несоответствия гигиеническим требованиям обуви (например, ношение кроссовок с раннего детства), школьной мебели, не учитывающей возрастных особенностей ребенка, то есть, чисто социальные причины.

Поступило и несколько вопросов о «дедовщине», отвечая на которые, Владимир Александрович напомнил об истории возникновения самого термина, уходящего корнями в дореволюционную Россию, когда солдат, служивший 25 лет, был и на самом деле «дедом», старшим на много лет молодого рекрута. В те времена «дедовщина» заключалась в том, что старослужащий был для новобранца наставником во всех делах, начиная от того, как портянки правильно наматывать до возможности найти компанию для приятного времяпрепровождения во время увольнения.

Конечно, учили в первую очередь «правильно» Родине служить, но это не имеет ничего общего с тем, когда сейчас в казармах творится хулиганство, рукоприкладство, нарушение всех норм морали и нравственности. Однако следует юным солдатам знать: не маме надо жаловаться, если притесняют, а в соответствующие военные структуры: комендатуру, прокуратуру, суд. Военкомат находится «на стыке» гражданской и военной службы, и решение подобных проблем – не его компетенция. И, откровенно говоря, это вопрос не только (и не столько) чисто армейский, сколько общегосударственный, свидетельствующий о состоянии культуры в обществе в целом, о проблемах семейного воспитания.

На «очень хороший вопрос» об отсрочках В.А. Склярову пришлось отвечать и как должностному лицу, и как гражданину своей страны. Что касается студентов вузов, то здесь есть немало положительного: на взгляд заместителя военного комиссара области, число высших учебных заведений, выросшее как минимум в десять раз, выпускает слишком большее количество молодых людей, которые учатся исключительно «ради бумажки» (диплома). Один год службы не слишком помешает учебному процессу, зато в армию придет более грамотный призывник, нежели его собрат по казарме, окончивший в лучшем случае среднюю школу.

А вот относительно учащихся средних специальных учебных заведений, логичнее было бы дать им возможность получить специальность. Они в армию более органично вписались бы благодаря полученным профессиональным навыкам, меньше времени пришлось бы тратить на их обучение. Ведь российской армии нужны водители, повара, специалисты по компьютерной технике, профессионалы многих других специальностей. Только вот на прямой вопрос одного из представителей пишущей братии, не пригодится ли он в качестве журналиста, В.А. Скляров вынужден был ответить отрицательно.

По поводу так называемых «социальных отсрочек» было высказано следующее мнение: не так уж много в сельских школах мужчин-учителей и молодых папаш, воспитывающих малолетних детишек, чтобы они могли оказать существенное влияние на число военнослужащих. Да к тому же и многие возникающие проблемы и в обществе в целом, и в армии, в частности, связаны с изменениями в демографической ситуации. Ожидается так называемая «вторая волна» спада рождаемости (первая пришлась на поколение «неродившихся» после Великой Отечественной войны), а меньше стало рождаться детей (в данном контексте важнее число новорожденных мальчиков), начиная с 1987 года. И по прогнозам, в скором будущем, «дефицит» призывников составит не менее 20 процентов. Очевидно, что эта проблема будет решаться не только за счет отмены ряда отсрочек, но и путем увеличения числа служащих по контракту.

Уже с 1 января 2008 года общая численность Российской Армии должна насчитывать около одного миллиона военнослужащих, 70 процентов из которых как раз и будут составлять контрактники, а остальные защитники Родины будут из числа военнообязанных призывного возраста.

"