Православная культура в школе

5 июля 2006, 07:31
Самой нашумевшей новостью сферы белгородского образования стало рассмотрение Белгородской областной думой законопроекта «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области», существенной частью которого является введение в качестве обязательного для всех без исключения учащихся предмета «Православная культура».

Закон был принят на девятом заседании Белгородской областной Думы при шести голосах «против» и одном воздержавшемся. Часть депутатов отметили, что будущий закон заставит юных жителей области из числа мигрантов, исповедующих мусульманство или другую религию, силком посещать предмет «Православная культура». Депутаты КПРФ высказались против принятия этого закона, так как к этому законопроекту отсутствовало заключение правового управления Думы. Однако присутствующий на заседании областной прокурор В.Л. Волков не увидел в законопроекте нарушений российского законодательства. В итоге спикер областной Думы А.Я. Зеликов предложил принять закон, взяв с начальника управления образования и науки области С.П. Тимофеева, представляющего законопроект, обещание не предпринимать административных мер воздействия к ученикам, не посещающим урок «Православной культуры».

Согласно закону, с первого сентября 2006 года в расписании белгородских школьников появятся новые предметы. Новые относительно, потому что в течение ряда лет предмет «Православная культура» изучался во многих учебных заведения области факультативно. Изменения в традиционной школьной программе всегда воспринимаются достаточно болезненно, тем более что большинство родителей и учащихся слабо информированы о происходящих переменах, даже правильное название предмета известно далеко не всем.

Получить достоверную информацию им нередко просто негде. По этой причине мнения по поводу изучения данного предмета зачастую противоположны. Одни категорически против и считают, что «православизация» современной белгородской школы ставит крест на научном образовании, и учащиеся теперь не смогут получить верные представления об окружающем мире. Другие опасаются зубрёжки катехизиса и совершения религиозных обрядов в школе. Боятся, что отметка по «Православной культуре» станет важнее хороших знаний по словесности и математике.

Третьи, напротив, рады и надеются, что уроки будут начинаться с молитвы, и дети во главе с учителем выйдут на дорогу к храму и будут посещать богослужения. Не осталась в стороне и Белгородская прокуратура, сделавшая запрос в управление образования и науки в порядке надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Закон об образовании гласит, что деятельность религиозных движений и организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается (Гл.I. ст.1. пункт 5), а статья 2, пункт 4 закрепляет светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Слухи весьма противоречивы, возникают вопросы и у читателей ИА «Бел.Ру». За разъяснением мы обратились к заместителю начальника управления образования и науки Белгородской области С.Н. Калашниковой. Светлана Николаевна заверила нас, что подмены светского культурологического предмета «Православная культура» законом божьим не произойдёт.

В Белгородской области со 2 по 11 классы вводится обязательный учебный предмет «Православная культура» в объеме 1 часа в неделю. Не забыты и малыши, в 1 классе управление образование и науки рекомендует изучать «Православную культуру» на классных часах или же в кружках также не менее 1 часа в неделю.

Изучение учебного предмета «Православная культура» предполагает знакомство обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста с православной христианской картиной мира, обеспечивает научные знания учащихся о православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности.

Изучение учебного предмета «Православная культура», как сообщает управление образования и науки Белгородской области, является реализацией права каждого на приобщение к русской культуре. Министерство образования РФ ещё в 1993 году выразило свою позицию в письме от 19 марта № 47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» - преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер.

Опираясь на письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 г. № 14-52-87ин/16 по учебному предмету «Православная культура» в рамках национально-регионального компонента предлагается изучать: историю православной религии и культуры, православную словесность, православный образ жизни, нравственную культуру православия, художественную культуру православия и т.д.

Необходимо проводить чёткое разграничение между изучением православной религии, что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях, и получением знаний о православии в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспекте, не сопровождающимся совершением религиозных обрядов.

Ещё в 2001 году администрация Белгородской области и Белгородская и Старооскольская епархия заключили договор, по которому администрация области обязуется содействовать изучению в государственных учебных заведениях области предмета «Православная культура». С 1 января 2005 года постановлением губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» введено преподавание в образовательных учреждениях области всех типов и видов предметов религиозной культуры.

Изучение в образовательных учреждениях области предмета «Православная культура» в рамках образовательных программ не является нарушением действующего законодательства, в том числе, принципа светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и нарушением свободы совести и вероисповедания каждого, так как речь идет не о вероучительном предмете и изучении основ религии, а об изучении православия в историческом, философском и культурологических планах, как традиционной национальной культуры. При этом заявление родителей на изучение курса не требуется (введение учебного предмета «Православная культура» не является реализацией ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Содержание учебного предмета «Православная культура» не нацелено на внедрение православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание. Изучая этот предмет, учащиеся получат знания о православии как о социальном явлении и явлении культуры в целом, например, об истоках православной церкви, о православных праздниках, о православной и русской религиозной философии и.т.д.

Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования не преследует цели формирования того или иного отношения к религии, но и не означает ограничение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов. Эти знания необходимы современному образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе, принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании», государственная политика в области образования основывается, в том числе, и на принципе единства федерального культурного и образовательного пространства, на защите и развитии системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Согласно преамбуле к Закону РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» государством признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Тем самым государство отдает дань уважения православию, той вере, которая одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальную культуры, в становление русской нации - основы современного общества.

Таким образом, при изучении «Православной культуры» не только не нарушается право каждого на свободу совести и вероисповедания, но и выполняется одна из задач в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуется принцип государственной политики в области образования и в области достижения целей государственной политики в интересах детей, одновременно реализуется конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.

Результаты изучения предмета «Православная культура» будут оцениваться на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Оценка «неудовлетворительно» не выставляется. Уровень и степень освоения знаний будет контролироваться в ходе урока путем устного или письменного опроса, обсуждения темы. Возможно также выставление оценок за ведение тетрадей, выполнение домашнего задания, творческих работ. Формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В старших классах разумна работа над рефератом, но не чаще 2 рефератов в течение года.

В рамках Закона Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» вводится ещё один предмет - «Основы безопасности жизнедеятельности». Этот учебный предмет особых споров не вызывает, так как призван способствовать формированию навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.

Более 700 учителей прошли курсы повышения квалификации по предметам «Православная культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и готовы работать по данным дисциплинам. Разработаны также специальные учебные и методические пособия. Для преподавания «Православной культуры» могут быть привлечены священнослужители, имеющие высшее педагогическое образование, а таких у нас в области около тридцати процентов. Социально-теологический факультет БелГУ готовит специалистов-теологов, первый выпуск которых состоялся в этом году.

Введение предметов «Православная культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» не потребует дополнительных затрат, так как денежные средства на реализацию регионального компонента государственных образовательных стандартов заложены в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований.

Таким образом, 2006-2007 учебного года все учащиеся Белгородской области, вне зависимости от вероисповедания и убеждений, будут знакомиться с основами русской православной культуры, согласно закону «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».