Posted 16 июня 2006,, 10:40

Published 16 июня 2006,, 10:40

Modified 29 июля 2022,, 12:39

Updated 29 июля 2022,, 12:39

Дон Паскуале и другие оперные персонажи развеселили белгородскую публику

16 июня 2006, 10:40
15 июня завершился очередной, 39-й сезон Белгородской государственной филармонии. Год от года совершенствуя свое мастерство, коллектив филармонии еще раз приятно удивил и порадовал белгородскую публику, представив комическую оперу итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».

Автор оперы родился в 1797 году в городе Бергамо, окончил Неаполитанскую консерваторию и музыкальный лицей в Болонье. Г. Доницетти является видной фигурой национального музыкального театра, стоящей в одном ряду с Россини, Беллини, Верди. Лучшие его оперы - «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток», а также «Дон Паскуале» - одно из последних и самых совершенных творений композитора, находившегося в зените славы. Доницетти сам написал либретто этой оперы в стиле итальянской комедии dell arte и сочинил к нему блестящую, остроумную и веселую музыку. Премьера состоялась в Париже в 1843 году.

Но и теперь, спустя почти два столетия, став классикой оперного искусства, это произведение восхищает зрителя.

Сюжет оперы достаточно прост, но комичен, не позволяет зрителю расслабиться в ожидании развязки, однако то и дело заставляет улыбнуться, а то и расхохотаться над незадачливыми героями. Племенник дона Паскуале (заслуженный артист РФ Евгений Григорьев), Эрнесто (дипломант Всероссийского конкурса Николай Бирюков), влюбленный в очаровательную вдовушку Норину (лауреат Международного конкурса Светлана Ломоносова), отказывается от выгодной партии, предложенной дядюшкой.

Но старый упрямец Паскуале обдумал коварный план мести: он женится сам и лишит племянника наследства в назидание за непослушание. Но где же найти невесту? На помощь спешит доктор Малатеста (заслуженный артист РФ Владимир Бойко). Он предлагает Паскуале взять в жены свою сестру Софронию, молодую, красивую, скромную девушку, к тому же благочестивую. Доктор отравляется за ней, собираясь от души посмеяться над старым упрямцем.

Малатеста потратил немало слов, но так и не мог отговорить Паскуале от безрассудной женитьбы. Сговорившись с Нориной, он вводит ее в дом дона Паскуале, представив своей сестрой Софронией. Перед взором Паскуале предстает скромная и кроткая овечка, воспитанная в монастыре, лицо ее покрыто вуалью. Жених хочет знать вкусы и привычки невесты, любит ли она балы, театр. И успокаивается, слыша «нет» в ответ. Чем же заполнен досуг невесты? Шитьем, рукоделием, хлопотами по хозяйству.

Сброшена вуаль – и Паскуале поражен красотой и обаянием невесты. Он решил жениться немедленно, благо нотариус Карлотто (солист Константин Кривцов) ждет в передней и сразу оформит брачный контракт. Как только он подписан, милую супругу как будто подменили. Она требует увеличить число слуг, организовать праздничные приемы, приобрести парадный выезд на балы. Жалкий скряга должен раскошелиться или получит оплеуху от женщины.

Начало третьего действия оперы представляет зрителю полную неразбериху и суету в доме Паскуале. Все слуги заняты исполнением приказов Софронии. Дон Паскуале в ужасе просматривает астрономические счета модистке, ювелиру, каретнику… Молодая жена разорит его! А тут она еще и собирается в театр неизвестно с кем, говоря, что «дедушке» пора спать и что ему нужно беречь свое здоровье. Паскуале пытается возражать и получает звонкую пощечину в ответ. Он вне себя от обиды и гнева. Кроме того, он находит любовную записку, которая становится последней каплей в чаше его терпения.

Узы брака боле невыносимы, и Паскуале решил разорвать их немедленно. Дело близится к развязке. Норина и Эрнесто объясняются в любви в саду дона Паскуале. Вдруг вдали появляются фигуры хозяина и его друга Малатесты. Эрнесто скрывается. Разгневанный супруг жаждет ссоры. Он рад возможности досадить ненавистной женщине. Позвав Эрнесто, дядюшка торжественно объявляет о то, что скоро в доме появится прелестная молодая хозяйка и торжественно благословляет брак Эрнесто и Норины. Скрывать тайну дальше бессмысленно, хитроумная затея увенчалась успехом. Дон Паскуале счастлив, что он по-прежнему холост, и на радостях прощает всех заговорщиков. Он вернул себе тишину, спокойствие и будет наслаждаться жизнью. На сцене – всеобщее ликование, все танцуют и поют.

Буквально засыпав артистов цветами, зрители аплодировали, никак не желая отпускать их. Несмотря на небольшое число действующих лиц, в постановке оперы был занят почти весь «певческий и танцующий состав» филармонии, а также камерный хор Белгородского государственного центра музыкального искусства (руководитель Елена Алексеева). Премьера удалась благодаря и блестящей игре солистов, и мастерству режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Зыкова, художника-постановщика Марины Шепорневой, хореографа Виктора Карпенко, концертмейстеров – заслуженной артистки РФ Людмилы Петровой и Элины Денисовой, и, несомненно, таланту и творческой самоотдаче симфонического оркестра филармонии под руководством заслуженного артиста РФ Анатолия Оселкова, который на сей раз выступал в качестве дирижера-постановщика.

Как считает художественный руководитель Белгородской государственной филармонии Иван Трунов, минувший сезон знаменателен тем, что благодаря вниманию со стороны руководства области значительно улучшилась материально-техническая база этого крупнейшего учреждения культуры региона. Что же до творческого потенциала, то он заслуживает самых высоких эпитетов, и главное свидетельство тому – полный аншлаг практически на всех концертах.

"