Posted 2 февраля 2006,, 07:01

Published 2 февраля 2006,, 07:01

Modified 29 июля 2022,, 13:11

Updated 29 июля 2022,, 13:11

1 февраля 2006 года исполнился год со дня образования оперативно-диспетчерской службы ОАО «Теплоэнергетическая компания»

2 февраля 2006, 07:01
Необходимость организации единого координирующего центра возникла после того, как в процессе реформирования энергоотрасли региона было создано ОАО «Теплоэнергетическая компания», в состав которого вошли энергообъекты коммунальных предприятий Белгородской области.

Система работы крупной энергокомпании, отвечающей за надёжное и бесперебойное теплоснабжение более 166 тысяч потребителей, предполагало наличие вертикально интегрированной структуры, способной круглосуточно руководить работой теплоэнергетического комплекса и определять единую политику в части управления технологическими процессами. Именно поэтому вслед за образованием ОАО «ТЭК» была сформирована оперативно-диспетчерская служба (ОДС) компании.

В течение года диспетчеры ОДС осуществляли оперативное руководство производственной деятельностью предприятия, контролируя соблюдение технологических параметров функционирования энергообъектов. 2005 год ОАО «ТЭК» завершило с хорошими результатами. В этом есть заслуга и сотрудников ОДС.

«Об эффективности компании свидетельствует совокупность технико-экономических показателей работы всех подразделений, - отметил начальник ОДС ОАО «ТЭК» Михаил Фомин. - Наша задача заключается в ведении оптимальных режимов работы оборудования с максимальным экономическим эффектом, но при соблюдении всех качественных показателей на основе систематизации полученных данных или, говоря математическим языком, приведении их к общему знаменателю».

Специалисты ОДС располагают самыми точными и оперативными сведениями о том, как сработала компания за тот или иной период времени, о нормативах и об отклонении от них в ту или иную сторону. Диспетчеры ОДС на основании технических разработок специалистов производственно-технического отдела планируют деятельность компании на ближайшую перспективу. Кроме того, в их обязанности входит организация ремонта оборудования, участие в ликвидации аварийных ситуаций, а также выполнение ряда других видов деятельности, направленных на достижение надежного и экономичного режима работы энергообъектов.

Оперативно-диспетчерская служба ОАО «Теплоэнергетическая компания» располагается в головном офисе предприятия, однако в каждом производственном отделении существует своя структура диспетчерского управления, функционирующая на основании правил и норм, которые приняты в энергоотрасли страны. За 85 лет существования российской энергетики они неоднократно менялись, но суть оперативной деятельности оставалась прежней - это круглосуточная, напряженная работа, связанная с обеспечением бесперебойного функционирования энергообъектов с соблюдением норм качества электрической и тепловой энергии, предотвращением и ликвидацией технологических нарушений и сбоев в работе энергосистемы.

Одним из направлений деятельности Теплоэнергетической компании является постоянное техническое перевооружение и замена устаревшего оборудования на современное. В структуре ОАО «Теплоэнергетическая компания» уже есть станция, которая отвечает современным стандартам в области электро- и теплоэнергетики. Это ГТУ-ТЭЦ «Луч» в Белгороде, введённая в эксплуатацию в декабре 2005 года.

Появление в Белгороде новой электростанции привело к тому, что структура тепловых источников и сетей Харьковской горы усложнилась - потребители двух районов теплосетей обеспечиваются теплом от трёх энергообъектов: котельных «ЮМР» и «Западная» и ГТУ-ТЭЦ «Луч». Для того, чтобы управлять процессом подачи тепла потребителям, расположенным на Харьковской горе, возникла необходимость координации действий диспетчерских служб «Белгородских тепловых сетей» и «Белгородской ТЭЦ». В связи с этим одной из задач оперативно-диспетчерской службы ОАО «Теплоэнергетическая компания» явилось управление режимами этого района города.

Другой задачей, возникшей перед оперативно-диспетчерской службой в 2006 году, стала работа на оптовом рынке электроэнергии, субъектом которого Теплоэнергетическая компания стала 1 января. Поэтому разработка графиков генерации и потребления электроэнергии тремя электростанциями компании - ГТУ ТЭЦ «Луч», Губкинской и Белгородской ТЭЦ - заняло существенную часть рабочего времени диспетчеров ОДС. По первым результатам, они с работой справляются. В этом им помогают начальники смен станций, четко выполняющие задания по несению нагрузки.

Какими же профессиональными и личностными качествами должен обладать сотрудник оперативно-диспетчерской службы? По мнению Михаила Фомина, на первом месте, безусловно, стоят аналитический склад ума и умение быстро ориентироваться в потоке информации. Не менее важно быть ответственным и технически грамотным человеком, так как необходимо предвидеть возможные последствия развития ситуации и своих действий, уметь просчитывать ситуацию и выстраивать приоритеты. «У нас работают люди динамичные и грамотные. Они привыкли быстро, без суеты и проволочек, принимать правильные решения, отвечая за работу всего коллектива да и всей системы в целом, - отметил Михаил Владленович. - То, что это высококвалифицированные специалисты, также не секрет: год назад, когда создавалась служба, к нам пришли лучшие оперативные руководители Белгородской ТЭЦ и Белгородских теплосетей. Они отлично разбираются в своей работе».

Сотрудники ОДС оказывают реальную практическую помощь производственным отделениям в становлении диспетчерских служб в соответствии с теми традициями, правилами и требованиями, которые приняты в энергетике. В настоящее время при участии ОДС налаживается система оперативного управления оборудованием вновь созданного производственного отделения «Старооскольские тепловые сети», где формируется собственная диспетчерская служба.

ОДС ОАО «Теплоэнергетическая компании тесно взаимодействует с Белгородским РДУ, в оперативном управлении которого находится электрогенерирующее оборудование ТЭЦ, с сетевыми предприятиями ОАО «Белгородэнерго», с Главным Управлением МЧС России по Белгородской области, куда сотрудники диспетчеры ежедневно отправляют сведения о режимах и параметрах работы теплоисточников и теплосетей.

В наступившем году планируется продолжить работу над созданием единого оперативно-информационного комплекса, куда будут стекаться все сведения о состоянии и работе теплоэнергетического оборудования компании. Первым шагом на пути к централизованному управлению рабочими режимами топливно-энергетического комплекса стала диспетчеризация объектов Цеха малых котельных ПО «Белгородская ТЭЦ». Всё это, по мнению Михаила Фомина, повысит надёжность работы системы и значительно улучшит условия работы оперативного персонала.

"