Posted 20 ноября 2014,, 06:56

Published 20 ноября 2014,, 06:56

Modified 29 июля 2022,, 12:47

Updated 29 июля 2022,, 12:47

Наталья Репина: Арт-терапия помогает детям с особенностями в развитии преодолевать свои комплексы

20 ноября 2014, 06:56
В Белгородском театре кукол работает студия «Арт-терапия – театр для детей с ограниченными физическими возможностями». О том, как реализуется проект, корреспонденту ИА «Бел.Ру» рассказала художественный руководитель театра кукол Наталья Репина.

– Идея создать театральную студию для детей с особенностями в развитии была у Вас давно. Расскажите, как создавался проект арт-терапии?

– Идею создания такой инклюзивной студии, направленной в первую очередь на интеграцию детей с особенностями в развитии в современное общество, я привезла из Якутии. Я тогда работала в Нерюнгринском театре кукол, где находился центр реабилитации детей с ДЦП. Там я поняла, что кукла имеет не только познавательное и развлекательное значение, она сама является куклотерапией.

– Чем помогает арт-терапия таким детям?

– Самая главная цель создания такой студии – это интеграция детей. Эти детки абсолютно такие же, как и здоровые. И создание таких театров позволит им выйти из своего ограниченного мира, и та доступная среда, о которой мы сейчас так много говорим, получит свою реализацию. У этих детей очень развита моторика, они во многом талантливы. Когда я увидела, как они рисуют и лепят, я подумала, что в дальнейшем таких детей можно будет трудоустраивать мастерами в наш производственный цех.

У моих коллег в Псковском театре кукол работают четыре человека с ограниченными возможностями. Они увлечены своей работой, творят руками чудеса и очень преданы театру. Они влюбляются в него и больше не ищут другую работу. А это же тоже важно! Вот родишь мастера, вложишь в него человеческий ресурс, поделишься профессиональными знаниями, а потом человек раз – и ушёл, а с другим опять по новой. Хочется ведь, чтобы эти кадры закрепились.

– Когда проект начал работу?

– В начале года мы собрали родителей, рассказали им о нашем проекте, после чего мамы и папы попросили начать работу с детьми как можно раньше. И уже в апреле прошло первое занятие. В реализации спектакля, премьера которого прошла совсем недавно, нашему режиссёру-постановщику и автору пьесы Николаю Щебенькову уже помогали родители и ребята, занимающиеся в студии. Они рассказали, что бы хотели и не хотели видеть в постановке. Путём моих жизненных наблюдений могу сказать, что эти дети смотрят на мир гораздо более счастливыми глазами, чем мы. Они такие оптимисты и очень добры к миру и окружающим. Самое главное, они всегда просят: «Только не бросайте нас!». Поэтому самое главное для нас продолжить реализацию проекта и не обмануть ребёнка – не останавливаться.

– Сложно было начать заниматься с такими детьми?

– Сложность состояла в том, что вначале дети должны были понять, что они ничем не отличаются от нашего рядового зрителя. Естественно, преодоление у детей страха, раскрепощение, вхождение в такой интеграционный мир произошло не сразу.

– С первого занятия прошло полгода. Есть ли прогресс, чего Вы уже добились?

– После лекционных занятий я вдруг почувствовала, что детям нужно отдавать куклу. Потому что за лето они перечитали всю информацию о работе кукольников в Интернете. У нас было запланировано ещё несколько лекционных занятий: театроведение, актёрское мастерство, но мы сразу перешли к тренингам. И как результат скоро должен появиться спектакль. Такие дети – они самостоятельные, они готовы быть мастерами, что ж их лишать этого?

Занятия проходят два раза в месяц на безвозмездной основе. Мы делаем это как энтузиасты и альтруисты. И благодаря им дети стали раскрепощённее, они преодолевают самое сложное – свои комплексы, с которыми человек может бороться всю свою жизнь. Я вижу, что в театр они приходят как равноправные члены нашего общества.

– Вы планировали закупить специализированное оборудование для занятий в театральной студии. Вам это удалось?

– Да, моя идея была поддержана правительством области, то есть какая-то часть расходов была профинансирована. Естественно, мы сначала сделали всё, чтобы ребёнок мог попасть в театр – поставили пандусы, сделали туалетную комнату.

Но в ходе последних событий, связанных с санкциями, реализацию проекта пока заморозили, его приостановили, но он не исчез. Мы всё-таки ожидаем, что в будущем году он начнёт своё дальнейшее развитие, будут выделены рабочие места. Я думаю, что в следующем году мы сможем приобрести специализированный автобус для перевозки детей. Сейчас мы все силы приложили к участию в федеральных программах. Самое главное – не бросать. Мы ж не скажем детям, что вот у взрослых появились проблемы и нужно подождать.

– Какие планы у Вас в дальнейшем?

– Мы планируем, что сами дети будут познавать профессию, будут реализовывать спектакль от замысла и изготовления кукол до участия. Далее проведём обменные гастроли с Чувашским театром, где тоже есть такая студия. В рамках своей «Белгородской забавы» мы организуем мини-фестиваль, попытаемся расширить пространство, собрать вокруг себя такие же студии для особенных детей, чтобы делиться опытом.

Зал мы тоже планируем переоборудовать – закупить «театр на подушках». Это наше будущее. Пользоваться таким залом будет удобно не только детям с ограниченными возможностями, но и самым юным зрителям.

Театральная студия позволяет детям с ограниченными возможностями чувствовать себя такими же, как и все. Они общаются, играют, постигают азы театральной профессии, учатся создавать спектакли и работать с куклой. В книге впечатлений сразу после просмотра спектакля для особенных детей «День, когда я встретил ангела» семья Абельмазовых оставила такой отзыв: «Спасибо за прекрасный спектакль. Эта история способна растопить лёд в сердце, посмотреть на свои проблемы по-другому, понять, что главное в жизни. Этот спектакль – хорошее лекарство от жестокости».

Педагоги театральной студии стараются делать всё, чтобы лёд таял не только в сердцах этих деток, но и в сердцах окружающих. Ведь общество, которое принимает и понимает этих детей, становится вместе с ними добрее.

Виталина Скрипина

Фото автора

"