Posted 12 мая 2021, 11:53
Published 12 мая 2021, 11:53
Modified 20 августа, 04:51
Updated 20 августа, 04:51
11 мая уволили начальника комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области Елену Ковальчук. До конца недели её пост займёт новый человек. В отношении Ковальчук ещё и завели уголовное дело — за нарушения, связанные с формированием тарифов.
Многие белгородцы решили, что справедливость наконец-то восторжествовала, а на завышенные цены на блага цивилизации обратили внимание правоохранители. Однако возникает вопрос: почему существует целая комиссия, подготовившая документы и проекты решения, депутаты горсовета дружно голосовали за поднятие тарифов, мэр Белгорода говорил, что иначе нельзя, глава Белгородского района заявлял, что деньги у людей есть, а отвечать перед законом будет один-единственный человек?
Редакция ИА «Бел.Ру» решила вспомнить, как проходило повышение тарифов и какие громкие заявления озвучивали не последние лица региона в течение всей этой истории.
Решение об увеличении тарифа на холодную воду на 42,1% и на водоотведение на 30,8% приняли на заседании муниципального совета Белгородского района 7 июня 2019 года. Стоит, конечно, отметить, что не все депутаты поддержали инициативу и ужаснулись размеру подорожания. Но согласных с нововведениями оказалось больше. На этом противостоянии состоялся интересный диалог.
Депутат от КПРФ Екатерина Долгова заявила, что у людей и без того низкие зарплаты, которые не успевают за уровнем инфляции. Также она напомнила собравшимся, что повышение тарифов в 2019 году уже было, да и размер их повышения сильно превышает предельный индекс. На тот момент ещё глава Белгородского района Анатолий Попков назвал выступление слишком эмоциональным, а вдобавок сообщил, что деньги у людей на самом деле есть.
В Белгородском районе тогда приняли повышение тарифов. Напомним, что бывшего главу Белгородского района Анатолия Попкова обвиняют в получении взяток по ч. 6 ст. 290 УК РФ и в незаконном хранении оружия по ч. 1 ст. 222 УК РФ. Его задержали в октябре 2019 года. По информации Генпрокуратуры, Попков получил взяток на 24,3 млн рублей от представителей юрлиц за разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов в Белгородском районе.
Одним из главных жалобщиков, недовольных низкими тарифами на водоснабжение и водоотведение, традиционно является ГУП «Белоблводоканал». Мотивация проста: люди слишком мало платят по квитанциям, этих денег не хватает на то, чтобы качественно отремонтировать разваливающиеся инженерные сети. Вопрос своевременности ремонта вообще является больше риторическим, но недоумение вызывает повторяющаяся из года в год ситуация: ведомство планирует внушительный перечень ремонтных работ, а делает в итоге хорошо если половину от этого плана.
Срывы сроков обычно объясняют задержкой разработки проектно-сметной документации и прохождения государственной экспертизы, несвоевременным выделением земельных участков администрациями муниципальных образований, затягивающейся процедурой определения подрядной организации и отсутствием подтверждённого финансирования. С последним пунктом вообще сплошная неразбериха. Судя по ежегодным отчётам организации, в Белоблводоканале не всё в порядке с планированием. Предприятие недополучает прибыль по планируемым источникам, из-за чего не может провести все нужные работы. При этом продолжает планировать доходы по тем же самым проблемным пунктам.
Стоит отметить, что о качестве ремонта, а точнее, отсутствии и первого, и второго, говорил и Анатолий Попков. Правда, он затрагивал проблему отсутствия воды в районе. Там же, где из крана хоть что-то течёт, люди жаловались на ржавый цвет и запах жидкости. За два года, несмотря на повышение тарифа, ситуация не изменилась. Люди в Белгородском и других районах всё так же сидят без воды, приобретают дорогостоящие фильтры, которые меняют каждый месяц, и вынуждены покупать воду для того, чтобы сварить суп и вымыть голову. Зато платят уже по новому тарифу.
Стоит отметить, что идея повышения тарифов практически никогда не вызывает негативной реакции со стороны чиновников или депутатов. Так, на заседании горсовета 14 июня 2019 года из 28 присутствующих депутатов за поднятие тарифа проголосовал 21 человек. Речь идёт об увеличении платы за один кубометр воды на 42,1% — до 25 рублей и изменении стоимости кубометра водоотведения на 30,8% — до 25 рублей за куб. Изменения вступили в силу с 1 октября 2019 года.
На мнение жителей города и области в целом тогда махнули рукой. Хотя активные белгородцы даже создали петицию против увеличения стоимости услуг ЖКХ. Её подписали 6278 человек.
Замгубернатора Владимир Боровик тогда говорил о том, что даже такое увеличение тарифов не спасёт сети водоснабжения и водоотведения областного центра. Выступал с объяснением и обоснованием повышения тарифа и первый заместитель главы администрации Белгорода Василий Голиков. Он сообщил, что рост цены необходим для того, чтобы в области не рухнули все инженерные сети водоснабжения. По его словам, износ сетей и объектов водопроводно-канализационного хозяйства на июнь 2019 года составлял от 42% до 90%. Стоит ли задавать вопрос, почему и как допустили такую ситуацию, когда денег нет, а ремонтники сами не знают, за что хвататься в первую очередь?
Мэр города Юрий Галдун при этом заявил, что не хотел бы повышения тарифов и не согласен с суммой расчёта норматива потребления воды. По его мнению, норматив в семь с лишним кубов на человека слишком большой, в реальности людям требуется не более 2,2 кубометра воды. По его словам, это если совсем не экономить. Поэтому увеличение не должно быть таким большим. Однако в результате документ всё равно приняли без изменений.