Posted 4 декабря 2020, 10:26
Published 4 декабря 2020, 10:26
Modified 20 августа, 01:58
Updated 20 августа, 01:58
В Белгородской области беды неклассические для России. Люди, вроде, неглупые, с дорогами в регионе всё относительно хорошо (если не считать противостояния белгородцев и властей по поводу реконструкции улицы Щорса в областном центре). Зато есть проблемы с ветхим жильём и, внезапно, системой водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на воду в Белгороде и Белгородском районе в 2019 году выросли почти вдвое. Причём нельзя сказать, что люди получили какие-то более качественные услуги, вода стала чище или канализация стала работать лучше.
Директор ГУП «Белоблводаканал» Сергей Тараканов тогда говорил, что компании катастрофически не хватает денег, а содержание инфраструктуры требует огромных вложений. При том тарифе, который действовал в 2019 году, реконструкция сетей якобы была непозволительной роскошью, поэтому необходимо было что-то делать с ситуацией.
Тараканов жаловался, что «Белоблводоканал» стремительно катится вниз и не может найти точку опоры, чтобы закрыть финансовую дыру. При этом Тараканов очень неосторожно высказался, что деньги у людей есть, поэтому тариф можно поднять без ущерба для населения. Если бы это решило проблему, разговор был бы, конечно, другой. Но в ноябре 2020 года появилась информация о том, что ГУП «Белоблводоканал» не осваивает выделенные средства и не выполняет запланированные работы в полной мере.
Редакция «Бел.Ру» направила официальный запрос в ГУП «Белоблводоканал» и правительство Белгородской области. Мы хотели уточнить, почему в 2020 году были освоены не все средства, которые были выделены предприятию. Также мы спрашивали, что планировали ремонтировать и почему планы сорвались. Интересовало нас и текущее состояние сетей водоснабжения и оборудования.
Нам ответили, что за счёт средств областного бюджета «Белоблводоканал» должен был в 2020 году выполнить работ на 463,6 млн рублей. В эту сумму был запланирован капремонт 4,2 км сетей водоснабжения и 2,2 км водоотведения, а также комплексная реконструкция очистных сооружений в областном центре. В планах было построить водопроводную насосную станцию обезжелезивания. В компании подчеркнули, что денег непосредственно они не получают, так как являются только техническим заказчиком. Все мероприятия оплачивают только после выполнения, деньги получает подрядчик.
А вот инвестиционной программой ГУП «Белоблводоканал» на текущий год было запланировано мероприятий аж на 971,1 млн рублей.
Инвестиционная программа реализуется по мере поступления средств финансирования. На момент 01.10.2020 г. мероприятия реализованы на 146,5 млн рублей (что составляет 99,6% от поступления по источникам финансирования). Из ответа ГУП «Белоблводоканал»
Мы решили сравнить, сколько компания получала средств в 2015, 2019 и 2020 году. Так, выяснилось, что пять лет назад «Белоблводоканал» получил на реализацию своих мероприятий 94,4 млн рублей без НДС, в 2019 эта сумма составляла 70,2 млн рублей, а в текущем году — 147,1 млн рублей. В 2020 году плата за подключение составила 16,9 млн рублей, федеральные средства — 43,7 млн рублей, средства бюджета Белгородской области — 44,6 млн рублей, тарифная составляющая — 5,4 млн рублей, прочие поступления— 36,2 млн рублей.
Ни в правительстве региона, ни в ГУП «Белоблводоканал» нам не дали чёткого ответа, почему не удалось выполнить плановые мероприятия. Вместо этого нам дали очень размытое объяснение, что причинами несоблюдения сроков реализации и отклонения от утверждённых объёмов работ могут служить задержка в разработке проектно-сметной документации и прохождения государственной экспертизы, несвоевременное выделение земельных участков администрациями муниципальных образований, затянувшаяся процедура определения подрядной организации и отсутствие подтверждённого финансирования. Что именно происходило в этом или предыдущих годах, нам не пояснили.
На заседании постоянной комиссии по градостроительству, развитию городского хозяйства и вопросам экологии Сергей Тараканов сообщил, что в 2019 году компания не освоила 10 млн рублей, которые перенесли на 2020 год, потому что госпрограмма рассчитана не на один год.
В рамках реализации мероприятия по строительству главной насосной станции Белгорода что мы имеем? Мы в 2019 году должны были стартануть, но по факту успели только поторговаться — торги с первого раза не состоялись потому что никто не заявился. Пришлось выставлять повторно, в декабре 2019 года только заключили договор и успели оплатить аванс в конце года. Основная стройка пошла в 2020 году. Сергей Тараканов
Тараканов в своём отчёте упомянул аванс, который выплатили подрядчику, хотя, по идее, денежные средства подрядчик должен получать только после выполнения всех работ.
Судя по отчёту Тараканова, торги зачастую проводят не с первого раза: подрядчиков найти трудно, а вдобавок к этому некоторые поставщики частенько заваливают сроки предоставления материалов, из-за чего приходится откладывать ремонт.
Поставщики некоторые попали на пени, потому что вовремя не успели предоставить свою продукцию. У нас в этом году выполнить эти мероприятия не представляется возможным, поэтому мы переносим их на следующий год. Выполнять будем своими силами, без найма подрядных организаций. Сергей Тараканов
Стоит отметить, что ГУП «Белоблводоканал» отчитывался только за полгода 2020 года, в то время как предыдущий докладчик лучше подготовился и предоставил данные за 9 месяцев текущего года.
Тараканову задали вопрос, успеет ли предприятие до конца года выполнить все мероприятия, которые были запланированы по инвестиционной программе.
Работ будет выполнено ориентировочно на 350 миллионов. Почему такая сумма? У нас очень много в инвестпрограмме заложено за счёт платы за техподключение. У нас же по опыту предыдущих лет показано, что такого объёма нет. Никогда не приходит столько желающих подключиться. Мы планировали, что будет большое развитие. Но из-за непоступления средств какие-то мероприятия мы не будем выполнять. Сергей Тараканов
Учитывая тот факт, что, по словам самого же Тараканова, опыт предыдущих лет должен был предостеречь от очень уж масштабных планов, ошибки руководство компании ничему не учат.
Депутат белгородского горсовета Сергей Бочарников спросил Тараканова, не стоит ли планировать свои работы на основе уже имеющегося опыта. И почему в отчёте компании по многим параметрам прописаны нули. По словам Тараканова, в отчёте приведены только данные за первое полугодие. Основная часть работ, по его заявлению, проводилась во втором полугодии 2020 года, но данных он предоставить не может, так как отчёт компания обязана предоставлять только раз в полгода, за истёкший срок. Но также добавил, что все материалы для работ уже закуплены и в течение месяца их используют.
Тем временем в регионе далеко не везде есть канализация и водоснабжение. Люди с весьма урезанным набором удобств живут даже в областном центре: на некоторых улицах многоквартирные жилые дома не подключены к канализации, а используют выгребные ямы. Не говоря уже о домах в частных секторах.
Стоит отметить, что и имеющиеся инженерные сети далеко не всегда находятся в прекрасном состоянии. Так, например, капитальный ремонт запланирован на объектах, износ которых превысил 75%. Но с оговоркой, что всё это можно будет реализовать при условии поступления средств по источникам финансирования.
В Белгороде на 2020 год износ сетей водоснабжения составляет 61,2%, в Белгородском районе — 38,5%. На 2015 год эти же показатели составляли 57,6% и 53,7% соответственно.
В марте текущего года редакция «Бел.Ру» готовила рейтинг районов Белгородской области, в котором мы оценивали условия жизни местных жителей. В числе прочего мы посчитали, сколько населённых пунктов в области не имеют водоснабжения или канализации. Без воды у нас получилось насчитать 558 населённых пунктов, а без централизованной канализации люди живут в 1442 поселениях.
В Белгороде централизованной канализации полностью или частично нет на 229 улицах и в переулках.
Что будет, если во все эти пункты придёт полноценная цивилизация и туалеты, представить сложно. Потому что «Белоблводоканал» не очень-то справляется с имеющимся объёмом работ, не говоря уже о том, чтобы увеличить нагрузку.
Стоит отметить, что порывы и аварии компания устраняет такими же улиточными темпами, как и проводит реконструкцию. Так, например, в июне этого года в селе Сетище произошёл порыв на водопроводе, который устранили лишь через восемь дней.
В этом же месяце в областном центре в 3-м окраинном переулке жилой дом несколько дней заливало водой из водного колодца «Белоблводоканала».
А на Харьковской горе напротив Горбольницы № 2 зловонные реки текли несколько месяцев. Белгородцы жаловались на антисанитарию, цветущую воду и отвратительные миазмы, из-за которых даже в летнюю жару люди вынуждены были сидеть дома с закрытой форточкой. Коллектор разрушился 29 мая, а последствия аварии были видны еще в октябре. По факту улица была затоплена сточными водами всё лето, лужи не убирали.
При этом «Белоблводоканал» периодически заказывает охрану своих объектов. Так, например, в 2019 году на эти цели ушёл 31 млн рублей. Всего нужно было выставить 29 постов охраны. При составлении закупки рассчитывалось, что за один час один охранник может заработать 123,9 рубля.
Почему компания довела трубы до такого плачевного состояния, что не может отремонтировать все проблемные места, непонятно. Как и то, что будет, если финансирования в компании так и не найдут, а сети водоснабжения и канализации будут приходить в упадок и дальше.