Posted 7 августа 2006,, 06:14

Published 7 августа 2006,, 06:14

Modified 29 июля 2022,, 12:52

Updated 29 июля 2022,, 12:52

Приоритетный национальный проект «Образование» в вопросах и ответах

7 августа 2006, 06:14
Национальный проект «Образование» в 2006 году приближается к своей кульминации. Уже названы имена лучших учителей во многих регионах, в том числе и Белгородской области. Лучшим школам по рейтингу проекта перечислены гранты на развитие инновационных программ, расширяются категории классных руководителей, получающих выплаты за классное руководство. Однако как у самих участников проекта, так и у заинтересованных кругов общественности возникает немало вопросов, ответы на которые находятся в компетенции специалистов.

На некоторые вопросы ответы можно найти на порталах национальных проектов и ведомственных ресурсах, услышать ответы на пресс-конференциях и по телефонам горячих линий, где иногда отвечает и сам министр образования и науки РФ. Всё же проблемных тем меньше не становится. Приоритетный национальный проект «Образование» затрагивает не только обозначенные в нём направления, но и всю систему образования в целом. Пресс-служба Министерства Образования РФ выбрала некоторые, наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся национального проекта "Образование". Сегодня мы предлагаем нашим пользователям компетентные ответы, подготовленные с учётом законодательной базы и бюджетной составляющей проекта.

1. Российское высшее образование, несмотря ни на что, до сих пор остается одним из лучших в мире. И за счёт платного обучения в России иностранных студентов, допустим, из развивающихся стран, можно было бы обеспечить приток денежных средств в сферу высшего образования и науки. Не планируется ли со временем увеличить приток в российские вузы иностранных студентов и, соответственно, более активно использовать такой источник финансирования образования?

Ответ. Действительно, российское высшее профессиональное образование пользуется большим спросом у граждан Азии, Африки, Латинской Америки, государств-участников СНГ. В настоящее время Россия находится на восьмом месте среди других государств мира, осуществляющих подготовку специалистов для зарубежных стран (опережают - США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Австралия, Китай). В России в 2005 году обучалось 101 тыс. человек из 99 государств, из них 60 тысяч - на коммерческой основе.

В перспективе вузы предполагают активно развивать эту форму обучения в целях дальнейшего привлечения финансовых средств из внебюджетных источников. Разрабатываемый в Минобрнауки России проект плана экспорта российских образовательных услуг предусматривает содействие вузам в развитии этой формы сотрудничества.

2. Законны ли так называемые «поборы» в школах, когда с родителей учеников собирают деньги на ремонт, закупку новой мебели и т.д.? В рамках национального проекта «Образование» три тысячи школ получат деньги на модернизацию. А как же быть остальным? Не планируется ли увеличить государственные дотации всем школам, чтобы они сами могли справляться с текущими хозяйственными проблемами?

Ответ. Взимание платы с родителей на ремонт, закупку новой мебели для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений незаконно, так как в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) финансирование расходов на оплату труда, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды общеобразовательных учреждений находится в ведении субъектов Российской Федерации. Обеспечение содержания зданий и сооружений общеобразовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

3. Не случится ли так, что некоторые вузы после победы в конкурсе высших учебных заведений, внедряющих инновационные программы, начнут повышать свои расценки на обучение? Не планируется ли ввести некие официальные разумные границы величины оплаты за обучение в российских вузах? Предпринимаются ли какие-либо меры, чтобы в условиях жесткой рыночной экономики оставить доступ к высшему образованию открытым для всех слоев населения?

Ответ. На стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006-2007 годах будет выделено 10 млрд. рублей, по 5 млрд. ежегодно. По итогам конкурса в текущем году были отобраны 17 инновационных образовательных программ, которые достойны особой государственной поддержки. Выделенные средства предполагается направить на реализацию целого комплекса мер, способствующих дальнейшему инновационному развитию вузов: на закупку современного учебного и учебно-лабораторного оборудования, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, внедрение новых образовательных программ и технологий.

Стоит отметить, что данный конкурс - это не конкурс вузов, а конкурс именно инновационных образовательных программ вузов. Вопросы, связанные в том числе и с оплатой за обучение на коммерческой основе, в данном конкурсе не рассматривались. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в области образования Министерство образования и науки Российской Федерации не вправе регулировать величину установленной оплаты за обучение в высших учебных заведениях. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» понятие автономии вуза включает его самостоятельность в финансово-хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству.

Одной из весьма эффективных мер, способствующих, по нашему мнению, повышению доступности получения высшего профессионального образования через формирование системы независимой оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и создание равных стартовых возможностей для различных категорий наиболее подготовленных поступающих, является единый государственный экзамен. Так, по итогам прошлого года значительно увеличилось число абитуриентов из сельской местности, поступивших в ведущие вузы страны по результатам ЕГЭ. Однако при поступлении в вуз наряду с ЕГЭ планируется оставить традиционные вступительные испытания, результаты всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов, национального тестирования.

4. Мы слышали, что в сфере образования нарастает тенденция по сокращению малокомплектных классов и школ. Как планируется поступить с некомплектными классами и школами для детей с отклонениями в развитии, слабовидящих и т.д.? Они ведь не могут учиться на одном уровне с обычными детьми, а в небольших городах и городских поселках нет возможности такие классы и учебные заведения «доукомплектовывать».

Ответ. За последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция сокращения малокомплектных школ. В них, как правило, нет специальных (коррекционных) классов для детей с нарушениями в развитии. Наоборот, прослеживается обратная картина - происходит увеличение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) классах для детей с физическими недостатками. Так, в 1998-1999 учебном году в этих классах обучалось около 2,3 тыс. человек, а в 2004-2005 учебном году - уже 7065 человек. При этом ежегодно в стране открываются новые специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

В целом по Российской Федерации в 2005-2006 учебном году в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ обучалось 187900 человек, в том числе в классах для умственно отсталых детей- 26726 человек, для детей с задержкой психического развития - 148190 человек, для детей с физическими недостатками - 7353 человек.

В соответствии с п. 6.2 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии находится в ведении субъекта Российской Федерации.

5. Каким образом государство планирует проконтролировать целевое расходование средств, выделяемых регионам в рамках национального проекта «Образование»?

Ответ. Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрены объемы финансирования по каждому направлению расходов приоритетного национального проекта «Образование». Минфином России с учетом предложений Минобрнауки России были внесены изменения в бюджетную классификацию с целью введения специальных видов расходов, с помощью которых становится возможным целевое («точечное») и «прозрачное» расходование бюджетных средств (приказ Минфина России от 21 декабря 2005 г. №152н. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»), в том числе по направлениям:

Существующая казначейская система исполнения бюджета позволяет жестко исполнять бюджет и строго соблюдать бюджетную классификацию; средства федерального бюджета, предусмотренные по конкретному виду расходов, не могут быть использованы на другой вид.

Нормативными правовыми актами по каждому направлению определены схемы осуществления финансирования, вопросы представления отчетности и контроля за целевым использованием бюджетных средств, в том числе по средствам, выделяемым регионам:

1. Разработана Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, одобренная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, в соответствии с которой составляется годовая, полугодовая, квартальная, ежемесячная и недельная отчетности по установленным формам.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на оплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, которые предусматривают, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают с Рособразованием соглашение о выплате вознаграждения и ежемесячно представляют отчет о расходах по утвержденной Минобрнауки России форме. Контроль за целевым использованием возлагается на Рособразование и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на внедрение иных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях, которыми предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают с Рособразованием соглашение и представляют отчет о расходах по утвержденной Минобрнауки России форме. Контроль за целевым использованием возлагается на Рособразование и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2006 г. № 269 утверждены Правила распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших учителей. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют отчет в Рособразование. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Рособразованием и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

5. Кроме того, в рамках конкретных мероприятий проекта «Образование» предусмотрена необходимость предоставления дополнительной отчетности. Так, по мероприятию «Выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям» приказом Минобрнауки России от 18 января 2006 г. № 5 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 № 854» утверждена форма отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Данный финансовый отчет ежемесячно представляется в Рособразование.

6. Мне кажется, что нужно предусмотреть какой-либо механизм защиты интеллектуальной собственности, защиты материалов и концепций, подаваемых на конкурсы инновационных вузов, т инновационных школ и конкурсы лучших учителей. Тем более, что эти конкурсы предполагается сделать ежегодными. На своем опыте я столкнулась с тем, что материалы, подаваемые на конкурс учителей, принимались без соблюдения минимальных правил, без регистрации и пакетирования, что может привести к их разукомплектации или просто к воровству идей.

Ответ. Конкурс вузов проводился Рособразованием в соответствии с приказом Минобрнауки России от 2 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы», который в числе обязанностей Рособразования как организатора конкурса предусматривает обеспечение и сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы.

Основным способом защиты гуманитарных разработок, а именно - авторства материалов и концепций, представляемых на конкурсы инновационных вузов, школ и лучших учителей, - может служить их открытая публикация в средствах массовой информации.

Минобрнауки России в 2006 году планирует опубликовать в печатных и электронных СМИ программы, представленные на конкурс образовательными учреждениями, а в 2007 году - методические разработки лучших учителей.

7. Предусмотрены ли в рамках направления «Школьный автобус» приоритетного национального проекта «Образование» государственные дотации на содержание и эксплуатацию этих автобусов? Или эти затраты лягут на школу или родителей учеников? Ведь зачастую у сельсоветов пет денег на эти цели, и велик риск, что этот транспорт будет стоять из-за отсутствия средств на бензин и запасные части.

Ответ. В соответствии со статьей 125 Федерального закона № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» 6 декабря 2005 г. ассигнования федерального бюджета распределены только на централизованную закупку автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Вопрос содержания и эксплуатации этих автобусов находится в компетенции субъектов Российской Федерации.

8. Облагаются ли налогами государственные премии, которые получат лучшие школы?

Ответ. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г, № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» Минобрнауки России издан приказ «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» от 7 марта 2006 г. № 46. В соответствии с приказом из средств федерального бюджета на конкурсной основе осуществляется государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, посредством предоставления им субсидий.

Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений. То есть общеобразовательные учреждения получают дополнительное бюджетное финансирование из средств федерального бюджета, которое налогами не облагается.

Что касается мероприятий по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения (например, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и т.п.), то данные мероприятия попадают под объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Контроль за целевым использование средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, осуществляется Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

9. Имеют ли право региональные органы управления образованием диктовать школам, каким образом они должны распорядиться полученными деньгами?

Ответ. Средства, выделяемые в рамках приоритетного национального проекта «Образование», имеют строго целевое назначение. В соответствии с п. 1.3 Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденных приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. № 46, «субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием средств, полученных образовательными учреждениями на внедрение инновационных образовательных программ.

10. Будут ли школы, подключенные к Интернету, платить за него или доступ будет предоставлен бесплатно для школ, если да, то кто же платит?

Ответ. В соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 23 июня 2006 г. № ДМ-П45-50пр в рамках реализации мероприятия «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» направления «Внедрение современных информационных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» для образовательных учреждений, планируемых к подключению к сети Интернет в 2006-2007 годах предполагается обеспечить доступ к сети Интернет без учета потребления трафика за счет федеральных средств в течение двух календарных лет с момента подключения.

11. Планируется ли в рамках приоритетного национального проекта «Образование» со временем заняться вопросом привлечения молодых кадров на работу в общеобразовательные учреждения? Школьный кадровый состав стареет, большая часть педагогов уже достигла пенсионного возраста, а молодежь отпугивают низкие зарплаты, и скоро в школах образуется сильный дефицит преподавателей.

Ответ. В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) реализуется несколько направлений, нацеленных на повышение оплаты труда учителя, а значит, - и на привлечение в общеобразовательные учреждения молодых кадров.

Во-первых, это направление «Повышение уровня воспитательной работы в школах». Данное направление предусматривает дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководства в размере одной тысячи рублей за полнокомплектный класс. Вознаграждение за классное руководство осуществляется из средств федерального бюджета с учетом районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации, а также единого социального налога. Кроме того, вознаграждение за классное руководство должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года.

Во-вторых, в рамках ПНПО предусматривается поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования. В ходе реализации данного направления предусмотрена поддержка из средств федерального бюджета двадцати тысяч учителей в размере ста тысяч рублей каждому. Денежное поощрение лучших учителей не только обеспечивает значительную материальную поддержку педагогических работников, но и повышает престиж профессии учителя, что также будет способствовать привлечению в школы молодежи.

В-третьих, в рамках реализации ПНПО предполагается предусмотреть государственную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в том числе в части введения новой системы оплаты труда педагогических работников. Первый опыт создания региональных систем оплаты труда доказывает, что повышение стимулирующих надбавок и изменение механизмов их распределения, введение доплат за воспитательную и методическую работу, учет наполняемости классов позволяют существенно повысить доходы работников образования и их мотивацию. При этом только за счет более эффективного использования потенциала отрасли повышается заработная плата на 30 и более процентов.

Таким образом, в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» проводятся мероприятия, способствующие привлечению в общеобразовательные учреждения молодых педагогов.

По материалам пресс-службы Министерства образования и науки РФ подготовил Александр Жихов

"