Posted 21 мая 2021, 06:48

Published 21 мая 2021, 06:48

Modified 20 августа, 05:48

Updated 20 августа, 05:48

Как не повторить: безопасно ли детям в школах и детских садах Белгородской области?

21 мая 2021, 06:48
Сюжет
Дети
Трагедия в Казани с вооружённым нападением на беззащитных школьников взбудоражила всю страну. После случившегося об антитеррористической безопасности вспомнили в Белгородской области и решили проверить, на самом ли деле в учебных заведениях дети могут чувствовать себя безопасно. Но в системе много «незалатанных дыр».

Казанский стрелок

Утро 11 мая в Казани для многих родителей стало самым ужасным в жизни. После продолжительных майских праздников ученики гимназии № 175 вернулись за школьные парты, не подозревая, что жизнь некоторых из них оборвётся.

В начале второго урока в школу с оружием вошёл 19-летний бывший ученик и открыл стрельбу. В результате погибло семь учеников восьмого класса и два педагога. Чтобы спастись от стрелявшего, несколько детей выпрыгнули с третьего этажа. Всего в момент трагедии, как сообщает ТАСС, в школе находились 714 детей и около 70 сотрудников, включая 52 педагога.

Как оказалось позднее, оружие у преступника было зарегистрировано официально. Ему грозит пожизненное заключение.

Всегда ли поздно лучше, чем никогда?

После событий в Казани в Белгородской области начали массово проверять учебные учреждения на предмет безопасности.

Глава департамента образования Елена Тишина заявила, что главам районов и горокругов рекомендовали принять «срочные меры по повышению антитеррористической защищённости учреждений образования».

Особое внимание чиновница попросила уделить контрольно-пропускному режиму и охране. В образовательных учреждениях проверили системы видеонаблюдения, оповещения и тревожной кнопки, а также «оперативно проанализировали морально-психологический климат в ученических и студенческих коллективах».

В ходе проверки в одной из школ нашли 13 неработающих камер. Проблемы с видеонаблюдением были и в Купинской школе — камеры не работали. А в некоторых школах области их вообще не было.

Обнаружились проблемы и с пропускным режимом. Так, турникет нашли только в одной школе, а стационарные или ручные металлоискатели — в 52% проверенных учебных учреждений.

Сколько всего школ в регионе не отвечают требованиям антитеррористической защищённости, в областном правительстве не рассказали, сообщив, что данная информация предназначена только для служебного пользования. Но добавили, что основной проблема — отсутствие в ряде образовательных организаций специализированной охраны частных охранных организаций (ЧОО). В большинстве школ и детских садов на входах сидят обычные сторожа и вахтёры.

Безопасность в школах Белгорода лично проверил мэр областного центра. В ходе эксперимента ему удалось свободно пройти через открытую калитку и двери школы, а на входе градоначальника встретила лишь вахтёрша, которая в случае ЧП сделать ничего не сможет.

Как должно быть

Как сообщили в правительстве Белгородской области, существует IV категории опасности, которые различаются в зависимости от количества обучающихся и сотрудников:

  • I категория — более 1100 человек;
  • II категория — от 801 до 1100 человек;
  • III категория — от 100 до 800 человек;
  • IV категория — менее 100 человек.

Для учебных заведений I–III категории опасности, согласно постановлению правительства РФ от 2019 года, среди основных требований к антитеррористической защищённости является наличие:

  • охраны сотрудниками специализированных охранных организаций;
  • системы видеонаблюдения;
  • стационарных или ручных металлоискателей;
  • периметрального ограждения.

За обеспечение антитеррористической защищённости отвечают владельцы учреждений и непосредственно директора школ или заведующие в детских садах. Что касается содержания зданий учебных заведений и обустройства прилегающей территории, за них ответственность несут органы местного самоуправления в районах и горокругах.

Но, по информации областного правительства, в настоящее время не во всех школах есть металлорамки, также только частично имеются ручные металлоискатели. Всего таких учебных зданий порядка 400. Для них в штатном режиме уже начали покупать всё необходимое администрации районов и горокругов, но «вопрос требует финансирования и находится в проработке».

Что касается специализированной охраны, данный вопрос также находится в проработке. Из ответа областного правительства следует: «в каждом муниципалитете разработан свой план (дорожная карта) поэтапного перехода на специализированную охрану».

Но почему выполнять требования законодательства так поспешно начали лишь спустя два года после выхода соответствующего постановления? Неужели в Белгородской области настолько много зданий школ и детских садов, что за два года власти не успели привести их в нормативное состояние?

При этом в региональном департаменте образования добавили, что в 350 образовательных организациях есть тревожные кнопки с выводом на единый дежурно-диспетчерский пульт. Ещё 738 зданий выведены на подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти. А 80 зданий функционируют с выводом на ОМВД районов, поскольку технически подключить их к вышеупомянутым организациям невозможно.

Не в одной охране дело

События в Казани перекликаются с трагедией в Керчи, когда 18-летний Владислав Росляков заложил взрывное устройство в Керченском политехническом колледже, а затем открыл стрельбу. В результате погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения.

Схожесть двух происшествий не только в том, что трагедии произошли в учебных заведениях, а в том, что оба нападающих приобрели огнестрельное оружие легально.

Неужели потенциальным орудием возможного преступления так просто завладеть? Если да, то с учётом брешей в охране школ и детских садов в Белгородской области возможно повторение печального опыта других регионов. К тому же необходимо взять во внимание тот факт, что, к примеру, в Белгороде магазины с оружием работают около детских садов и школ.

Так, магазин «Охотник», который занимается продажей нарезного, гладкоствольного и оружия ограниченного поражения, расположен на ул. Преображенской, 139. Через дорогу от потенциально небезопасного объекта работает детский сад № 43 (ул. Преображенская, 130).

Ещё один магазин охотничьих товаров, где продают холодное оружие и ножи, находится на ул. Белгородского полка, 33 — магазин «Бекас». В пяти минутах ходьбы от него школа № 35 (ул. Преображенская, 14).

А специализированный магазин «Оружие», который работает на ул. Спортивной, 1, расположен через дорогу от детской областной клинической больницы. Также в шаговой доступности от магазина — четыре детских сада (№ 79, 84, 85 и 89) и две школы (№ 46 и 42).

Как сообщили в региональном управлении Росгвардии, в Белгородской области живут 39,5 тысяч владельцев гражданского оружия, на руках у них 59 тысяч единиц оружия.

В ведомстве добавили, что приобрести огнестрельное оружие ограниченного поражения могут граждане Российской Федерации, которые достигли 21 года.

Что касается газового, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного, охотничьего, сигнального, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, его могут купить россияне с 18 лет.

Хранить оружие и патроны нужно по месту проживания в сейфах, металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных, обитых железом. Но проверяют его сохранность не реже одного раза в пять лет, либо по решению уполномоченного подразделения Росгвардии.

Всего за три месяца 2021 года сотрудники ведомства проверили около 7000 владельцев оружия, в результате выявили свыше 500 нарушений законодательства, по всем фактам составлены административные протоколы. 82 лицензии на право хранения и ношения оружия аннулировали. В основном белгородцы нарушали сроки регистрации (перерегистрации) оружия или сроки постановки его на учёт, а также не соблюдали правила хранения, ношения оружия и патронов к нему.

Как известно, перед получением лицензии для покупки оружия необходимо пройти медосмотр. Как сообщили в областном правительстве, пройти его можно у врачей как государственной, так и частной клиники. Главное, чтобы в учреждении была лицензия на осуществление медицинской деятельности, в которую входят услуги по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием» и «офтальмологии».

В ходе осмотра необходимо пройти врача-психиатра и психиатра-нарколога. В городской поликлинике Белгорода стоимость услуги составляет 2524 рублей. Срок действия медицинского заключения — год со дня выдачи.

То есть, чтобы завладеть оружием, достаточно выполнить четыре простых шага: получить медсправку, купить и установить сейф, пройти подготовительные курсы и подать заявление на оформление лицензии. Тогда возникает вопрос о компетенции врачей, которые выдают медицинские заключения.

Об этом задумался и президент России Владимир Путин, отметив, что необходимо полностью исключить ситуации, когда медицинское освидетельствование можно получить за деньги без прихода на осмотр.

К тому же для организации медицинского осмотра необходимо привлечь больше психиатров, которые смогли бы проводить с человеком один час, а не 5 и 15 минут, как сейчас.

Также Путин поручил Росгвардии срочно проработать ужесточение правил оборота оружия.

Но праздничные линейки и выпускные вечера в Белгородской области уже на носу. Последний звонок прозвенит для 164 773 школьников региона. Безусловно, областное правительство побеспокоилось о мерах антитеррористической защиты, сообщив, что за каждой образовательной организацией уже закрепили ответственных сотрудников, которые осмотрят школы и детские сады до праздников последнего звонка.

Но будет ли этого достаточно? Хватит ли специалистов? Остановит ли неуравновешенного человека с оружием формальная проверка и забор, который, как следует из практики, не охраняет детей, а иногда является помехой при ЧП.

Лучше поздно, чем никогда

По информации регионального управления образования, чтобы повысить защищённость образовательных учреждений и противодействовать террористическим угрозам после событий в Казани, Министерство просвещения РФ разработало рекомендации. Так, до 25 мая текущего года все районы Белгородской области должны:

  • разработать для каждого образовательного учреждения план мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций в учебном году;
  • подготовить и организовать деятельность «антикризисных команд» на базе Центров психолого-медико-социальной помощи в состав которых войдут клинические психологи, психологи, врачи-психиатры;
  • укомплектовать ресурсными специалистами (специалист управления образования, руководитель образовательной организации, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог) состав Межведомственной антикризисной команды каждого муниципалитета;
  • доработать «дорожные карты» по ликвидации имеющихся нарушений.

Вопрос находится на контроле, обсуждается в режиме ВКС с главами районов и горокругов области, руководителями муниципальных органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) области и образовательными организациями.

Но, по всей видимости, к вопросу безопасности детей и оборота оружия не возвращались довольно давно как на федеральном, так и на региональном уровнях, а неоднократный трагический опыт, к сожалению, не послужил ни для кого уроком.

Многие родители обеспокоены тем, что пристальное внимание к антитеррористическим мерам защиты может быть временным и спустя некоторое время они лишь формально останутся пылиться на полках архивов, не реализовываясь и не подстраиваясь к существующим реалиям.

Право каждого ребёнка — получить образование, но, в первую очередь, оно должно быть безопасным. Так почему взрослые так небрежно относятся к сохранению жизни будущего поколения?

Подпишитесь