Posted 25 января 2020, 08:49
Published 25 января 2020, 08:49
Modified 20 августа, 01:13
Updated 20 августа, 01:13
Встреча в митрополии в этот раз проходила под названием «Смех и слёзы Антоши Чехонте». Как известно, это один из самых распространённых псевдонимов знаменитого русского писателя рубежа XIX и XX веков. На первый взгляд, разговор должен был пойти в русле прикосновения к классике отечественной литературы. Но после вступительного слова владыки стало ясно, что «смех и слёзы», в первую очередь, касаются нашего времени и даже будущего.
Я хотел бы призвать всех вас активно включиться в формирование нашего будущего. Если мы зажжём свечу, то свет распространится вокруг нас, и свет этот зажигается молитвами и добрыми делами. Мы должны по-другому взглянуть на всё происходящее. Нам важно понять, что будущее — это мы, и в него мы заходим с нашими детьми и внуками, держа их за руку. От нас зависит, каков фундамент у тех ступенек, по которым мы поведём их.Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский
Проблема, по мнению владыки Иоанна, в том, что творческий, созидательный потенциал молодого поколения неумолимо угасает, и причина этого — в цифровизации, а точнее, цифровой зависимости. В подтверждение своих слов он привёл выводы, озвученные буквально накануне на экономическом форуме в Давосе психотерапевтом Андреем Курпатовым. Эксперт даже предложил новый термин — цифровой аутизм.
ТАСС приводит его слова: «Ситуации, когда вы потребляете контент постоянно, у вас [в мозгу] активна центральная исполнительская сеть. Это значит, что энергия в те части мозга, отвечающие за мышление, не поступает. По сути мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться тому, что люди, которые редко вылезают из Twitter и Instagram, редко включают голову… В результате то, что мы имеем сейчас, это по сути эпидемия цифрового аутизма. Это состояние, при котором молодые люди не могут длительно поддерживать психологический контакт». Раскрывая проблему, психолог довольно жёстко констатирует, что в скором времени общество разделится не только на богатых и бедных, «но и на глупых и умных».
Дело не в цифровых технологиях как таковых. Попросту говоря, если человек постоянно находится в процессе пассивного потребления информации, его способность мыслить и творить утрачивается. Вернуть интерес к реальному миру, найти для этого возможные способы — задача более старшего поколения. Творчество Чехова, по мнению белгородского митрополита, один из этих способов.
Мы жертвы информации. Её настолько много, что мы, потребляя информацию, выключаем в себе творческое начало. Как спасать? Посмотрите — Чехов — рассказы короткие, плотно насыщенные информацией, а молодёжь не читает много. У Чехова каждое слово – не просто описательный приём. Каждое слово – информация. Нам надо принять эту молодёжь и показать им Чехова. Цифровой аутизм лечится по-разному.Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский
Следуя этому призыву, художники, музыканты, актёры и литераторы по-своему открывали и показывали Чехова. Живое чеховское слово звучало в исполнении молодых актёров Белгородской драмы. Ими были прочтены «Из дневника одной девицы», «Руководство для желающих жениться» и «Женщина без предрассудков». Народный артист России Виталий Стариков помог заново пережить большую трагедию маленького Ваньки Жукова в хрестоматийном рассказе «Ванька».
Священник Николай Германский попытался осмыслить масштаб личности Антона Чехова как мастера русской словесности. Он привёл слова богослова и философа Сергия Булгакова, который считал, что по силе религиозного искания Чехов оставил за собой Толстого, приближаясь к Достоевскому, несмотря на слова писателя о том, что он давно растерял свою веру.
Сегодня не просто были прочитаны рассказы. За каждым словом — человеческое переживание, человечность. И наша гостиная для того, чтобы в человеке оставалась человечность. Да, остались вопросы. Был ли Чехов верующим? Этот вопрос мне видится некорректным. Так же говорили о Высоцком. Но вспомните его строки: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним…». Наши писатели всегда ходили по лезвию, но они жили.Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский
На гостиной выступили актёры БГАДТ Анна Лего, Сергей Денисов, Оксана Катанская. Артисты Белгородской филармонии — Алина Кузнецова и Ирина Соколова, ансамбль под руководством Михаила Токаева, Евгений Григорьев. Прозвучала музыка Чайковского, Рахманинова, Валерия Гаврилина, интерпретации русских народных песен.
Литературную выставку представила сотрудник научной библиотеки Юлия Гуменова.
В завершение гостиной владыка предложил встретиться 28 февраля и посвятить встречу русскому слову.