С октября в России повысили утильсбор на автомобили

Автомобили станут дороже на 400 тысяч? Рассказываем про повышение утильсбора

4 октября, 10:46
С 1 октября начался первый этап повышения утилизационного сбора. Он будет расти ежегодно вплоть до 2030 года. Соответствующие документы уже подписаны правительством.

На сколько увеличился утилизационный сбор?

С первого октября вступило в силу постановление правительства о поэтапной индексации утильсбора на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и дорожно-строительную технику. Самое крупное повышение утилизационного сбора произошло 1 октября — он вырос в среднем на 70-85%. Однако базовая ставка утильсбора осталась прежней — 20 тысяч рублей. Сильно увеличились коэффициенты, зависящие от объёма двигателя и возраста автомобиля.

Для новых машин с объемом двигателя 1-2 литра сбор увеличился с 301 тысячи до 556 тысяч, для автомобилей на 2-3 литра — с 845 тысяч до 1,56 миллиона.

Следующее повышение будет 1 января 2025 года. Стоимость утильсбора увеличиться на 10-20%.

1MI

А что это вообще такое «утильсбор»?

Утилизационный сбор — это часть стоимости автомобиля, которая предназначена для его дальнейшей переработки. Его ввели в 2012 году с целью защиты отечественного автопрома от иностранных конкурентов. Однако уже в 2013 году он был расширен и распространился на российские модели. Это произошло из-за присоединения России к Всемирной торговой организации, которая требовала снижения таможенных пошлин на ввоз автомобилей.

Утилизационный сбор — это разовый платёж. Если его уже оплатил производитель, первый покупатель или импортёр, то каждый следующий собственник этого делать не должен.

В 2016 году утилизационный сбор был проиндексирован на 65%, а в 2018 его рост составил в среднем 15%, хотя в некоторых случаях он достигал 90%. В 2020 году его повысили на 20%, а в 2023 увеличили ещё в два раза.

В 2012 году утилизационный сбор для автомобиля с двигателем объёмом 1-2 литра составлял 27 тысяч рублей, в 2016 дорос до 44 тысяч, в 2018 увеличился до 84 тысяч, в 2020 проиндексировался до 178,4 тысячи, а в 2023 был уже 301 тысячу рублей. К 2025 году сбор на такой автомобиль составит 667 тысяч рублей, а к 2030 году — 1,172 миллиона рублей.
1MI

Платят ли утильсбор отечественные производители?

Отечественные производители получают компенсацию утильсбора. Её размер не разглашается, но он зависит от доли производственных процессов, осуществляемых на территории страны.

После начала СВО в России осталось мало заводов полного цикла: АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также тульский завод Haval, но его локализация меньше. Остальные производители занимаются по большей части отверточной или мелкоузловой сборкой, как «Москвич».

Что станет с ценами на автомобили?

Скорее всего повышение цен будет постепенным, так как у дилеров еще остались автомобили, которые ввезли в страну ещё по старым тарифам. К тому же традиционный сезонный спрос в начале учебного года приводит к его уменьшению в октябре–ноябре. Повышать цены в такой ситуации просто невыгодно.

Конечно, российские производители получают компенсацию за утилизационный сбор, но это, скорее всего, не сыграет особой роли и цены на отечественные автомобили по опыту прошлого года увеличатся. Тогда повышение на 100-200 тысяч машин АВТОВАЗа объяснили выпуском новых модификаций и изменением комплектаций.

Эксперты предполагают, что при самом оптимистичном развитии событий цены на новые отечественные и подержанные импортные автомобили к концу 2025 года могут вырасти на 55-57%, а на новые импортные — на 20-25%.

1MI

Что станет с частным ввозом автомобилей?

Изменение ставки утильсбора не коснётся физических лиц, ввозящих автомобили в Россию для личного пользования. За машину, выпущенную до трёх лет назад, придётся заплатить 3400 рублей, а за более старую — 5200. Однако если вы планируете ввезти более одного автомобиля, то на последующие будет действовать полная ставка.

С учётом индексации частный ввоз кажется менее затратным. Однако в современных условиях он сопряжён с дополнительными трудностями, такими как перевод крупных сумм за границу, сложная логистика, расходы на доставку и легализацию.

Частный ввоз выгоден для дорогих автомобилей, в то время как для малолитражных машин экономическое преимущество может быть небольшим или отсутствовать вовсе.

Почему повышают утильсбор?

Как считают эксперты Минпромторга, увеличение утилизационного сбора поможет российскому автопрому увеличить свой объем рынка, а иностранным производителям больше инвестировать в местное производство. При условии достижения оптимального уровня локализации, автоконцерны получат его обратно.

Но китайские компании пока что не хотят инвестировать в российские заводы из-за нестабильной экономической ситуации, санкционных рисков, маленьких объемов рынка и более выгодного производства в Китае. В Корее также отказываются от сотрудничества. Если ничего не изменится, то в России будет неутешительная автомобильная ценовая политика.

1MI

Сколько государство зарабатывает на утильсборе?

В прошлом году общий объем доходов от утилизационных сборов на 2024 год был оценен в 1 триллион рублей, без учета текущего повышения. Таким образом, двукратное увеличение тарифов с нового года может принести в государственный бюджет 2 триллиона рублей в 2025 году. Это превышает запланированные расходы на образование (1,55 триллиона) и здравоохранение (1,62 триллиона) в 2024 году.

Вероятно, правительство рассматривает утилизационный сбор как «налог для богатых», поскольку, учитывая цены на автомобили и утилизационный сбор, приобрести четырехколесный транспорт смогут только обеспеченные люди.

1MI

Повышение утильсбора будет способствовать увеличению инфляции?

Если ответить коротко: возможно. Утильсбор увеличился не только для легковых машин, но и для грузовиков, коммерческой и строительной техники. Допустим, сбор для среднего бульдозера массой до 20 тонн со следующего года сбор увеличится с 1,45 млн до 2,7 млн рублей. Исключение сделали только для грузовиков, которые участвуют в перевозках на международном рынке.

Повышение утильсбора повлечет за собой подорожание китайской автопродукции, которая наоборот с начала 2024 года снижалась в стоимости. Если учитывать этот факт в совокупности с высокой ключевой ставкой (19%), то покупку личного авто сможет позволить себе не каждый россиянин.

1MI
#Экономика #Повышение #Авто #Россия #Эксклюзив #Утильсбор #Отечественное авто #Анна Селищева
Подпишитесь