По итогам 8 месяцев 2024 года в целом продажи подержанных машин в России сократились на 6,3% — примерно до 4,2 млн единиц. Такая динамика связана со смещением спроса на рынок новых авто.
Среди тех, кто в текущих условиях все же предпочитает машины с пробегом, по-прежнему популярны российские, японские и немецкие бренды. Однако если продажи первых за 8 месяцев этого года выросли на 2% (до 1,16 млн единиц), а их доля достигла 28%, то спрос на «легковушки» из Японии и Германии заметно снизился. За год продажи таких машин сократились на 13% и 11% соответственно (до 1,08 млн и 556 тыс. единиц). В результате на исторических лидеров сегмента — «японцев» — пришлось 26% в структуре рынка, что позволило «россиянам» сместить их с первой позиции. Доля немецких брендов снизилась до 13,4%, тем не менее, им удалось сохранить третью строчку.
«Укрепление российских брендов на рынке авто с пробегом — это предсказуемый тренд, связанный в том числе с их обширным парком в нашей стране. Снижение показателей перепродаж можно объяснить и заметным ростом среднего срока владения автомобилем. По нашим оценкам, он сейчас составляет 5-6 лет», — прокомментировала исполнительный директор компании «Автомаркетолог» Татьяна Акимова.
Заметно за последний год сократился спрос на британские (-14%, до 31,8 тыс.) и американские (-13%, до 280 тыс.) подержанные «легковушки». Но их доли в структуре вторичного рынка остались сопоставимы с прошлым августом — 0,8% и 6,7%. Стабильна пока и доля «корейцев» (13,2%), кроме того, в этой категории авто фиксируется минимальное снижение перепродаж среди других «недружественных» брендов (-6%, до 548,2 тыс. ед.).
В категории российских брендов на рынке авто с пробегом лидирует Lada. За январь–август этого года в стране было перепродано 1,02 млн таких машин против 1 млн годом ранее. Среди «японцев» на первом месте Toyota, продажи у которой сократились с 495,4 тыс. до 421,7 тыс. авто. У «немцев» в топе — Volkswagen, показавший спад перепродаж к прошлому году с 196 тыс. до 180,4 тыс. авто. На первом месте среди подержанных корейских марок — Kia и Hyundai — их продажи за год снизились до 250,5 тыс. и 205,6 тыс машин соответственно против 260,8 тыс. и 223,6 тыс. машин.
На фоне снижения спроса в наиболее емких категориях вторичного рынка — японские, немецкие, корейские марки — растут продажи китайских автомобилей. С января по август 2024 года они увеличились более чем в 1,5 раза — до 140,5 тыс. единиц.
«На рынке новых машин марки из КНР уже занимают более 50%, а вот доля поддержанных „китайцев“ все еще минимальна — на уровне 3%. В б\у сегменте они еще несколько лет будут „вызревать“, но небыстро: господдержка и субсидированные программы производителей будут стимулировать российских водителей покупать именно новые авто из КНР», — добавил начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.