Posted 8 мая 2020, 04:30

Published 8 мая 2020, 04:30

Modified 20 августа, 04:46

Updated 20 августа, 04:46

Домашнее мучение: остаются ли знания после онлайн-обучения в Белгородской области?

8 мая 2020, 04:30
На дистанционное обучение школьники региона перешли с 24 марта. Уже более полутора месяцев ученики грызут гранит науки в домашних условиях. За это время тысячи родителей испытали на себе все прелести педагогических умений, возглавляя нелёгкий путь на пути к получению аттестата.

Является ли онлайн-обучение школьников достаточно эффективным? Помогают ли большие нагрузки и нескончаемые домашние задания усваивать в достаточном объёме полученные знания? И является ли решение о продолжении учебного года целесообразным, если в начале года учителя самостоятельно будут «стирать пробелы» в знаниях? Читайте в материале ИА «Бел.Ру».

Неискажённая форма онлайн-обучения

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения России по организации дистанционного обучения в школах на период пандемии COVID-19, педагоги общеобразовательных учреждений должны организовать проведение занятий, консультаций, вебинаров с помощью любой доступной онлайн-платформы. Также учителям рекомендовано создавать простейшие задания и ресурсы для обучения.

Что касается здоровья учеников, согласно нормам СанПиНа непрерывная работа на компьютере должна составлять для учащихся 1-2-х классов не более 20 минут, для 3-4 классов — не более 25 минут, для учеников 5-6 классов — не более 30 минут и для учеников 7-11 классов — 35 минут.

Согласно документу Минпросвещения, при составлении расписания недопустимо все уроки проводить в форме онлайн-занятий. Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей.

Также дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребёнка в онлайн-работу. Необходимо, помимо онлайн-обучения, активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

А как на самом деле

По данным регионального департамента образования, по состоянию на 17 апреля 160 676 человек в Белгородской области обучаются дистанционно, ещё 891 ребёнок учится заочно, а в дежурные классы ходят 95 детей.

Для тех, кто учится дома, ежедневно учителя присылают «карты урока для организации занятия с использованием дистанционных технологий». В них указаны время проведения занятий и задания для выполнения. В среднем школьники младших классов выполняют от 3 до 5 уроков в день. По словам родителей некоторых учеников, на это уходит около пяти часов, если не брать во внимание выполнение творческих заданий, которые, как правило, делают родители сами, чтобы ускорить процесс.

Также многие родители недовольны тем, что сами учителя не до конца понимают принцип обучения онлайн, поскольку, напомним, преподаванию с помощью новых технологий их обучали в ускоренном темпе, всего за пару недель, пока школьники были на каникулах.

Поэтому и техники преподавания абсолютно разные: где-то это карты, а где-то задания на фотографиях, качество которых оставляет желать лучшего. И только часть школ в областном центре прислушались к рекомендациям Минпросвещения и проводят онлайн-консультации с учениками.

Но в своём большинстве презентации и задания, которые присылают учителя, рассчитаны на дополнительное объяснение и преподавание в классе, поскольку на экране только поясняющие картинки, а весь текст должен прочитать и объяснить учитель. Поэтому в этой роли выступают родители, которые далеко не всегда владеют необходимыми знаниями.

Зачем вообще нужно дистанционное обучение, если и так дети сами могут все книжки читать? В первую очередь, учителя нужны для того, чтобы у ребёнка была заинтересованность в изучаемом предмете и понимание того, что он изучает, а дистанционно это реализовать очень непросто.Андрей Левшако, белгородец

Родители отмечают, что онлайн-школа больше похожа на самообучение, а полученные знания мигом улетучиваются, поскольку родители не всегда могут объяснить детям новый материал, а школьники — его усвоить.

Да какое ж это образование? Не знаю, как дела обстоят с начальной школой, но у старших это получается самообразованием.Ольга Сумарокова, белгородка

Некоторые родители шутят, что благодаря дистанционному обучению их дети стали отличниками, однако, к сожалению, все эти знания остаются только на бумаге.

Родители сейчас шутят, что их двоечники стали отличниками. А что говорить об отличниках? Дети скоро забудут, что такое периметр, потому что уроки за них делают родители. И не у всех уроки ведут дистанционно. В обычных школах на сайте просто скидывают ДЗ по новым темам, которые не объясняли. Ситуация: скидывают ДЗ, английский. Текст задания: «послушай аудио и напиши, сколько лет каждым детям, которые в аудио». Но аудиофайла нет. Догадайся, мол, сама.Вероника Фюрст, белгородка

Ответ властей

После многочисленных жалоб родителей власти решили немного упростить дистанционный процесс обучения и запретить домашнее задание по ряду предметов. В этот список попали музыка, рисование, технологии, физкультура и основы духовно-нравственной культуры.

В конце апреля заместитель губернатора Белгородской области Наталия Зубарева констатировала, что к рекомендациям учителя не прислушались. Школьники продолжали получать задания по перечисленным предметам. Зубарева попросила глав муниципалитетов и управлений образования обратить пристальное внимание на этот факт и проконтролировать запрет на домашние задания по творческим дисциплинам, назвав возмущение родителей обоснованным.

Но школы не прислушались и к запретам властей. Так, к примеру, в школах № 13, 43, 15, 41, 27 и 49 областного центра задания по этим предметам продолжают задавать до сих пор. Продолжают выполнять задания по творческим дисциплинам и в некоторых учебных заведениях в Масловой Пристани.

В школе № 21 Белгорода в младших классах дети выполняют домашнее задание по физкультуре и музыке, а в городской школе № 11 и некоторых учебных заведениях Строителя остались только задания по физкультуре.

А вот в Белгородском районе в большинстве школ учителя пошли навстречу семьям. Однако остаётся вопрос: почему школьники во всём регионе одинаковые, а задания получают разные? Не повторится ли история с продуктовыми наборами, где одни семьи получали икру, а другие — гнилые сухофрукты?

«Виртуальная школа» — шаг назад или вперёд?

При переходе на дистанционное обучение власти рассчитывали на то, что учителя и родители будут активно использовать ресурс «Виртуальная школа», а также образовательные платформы «Российская электронная школа», «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник» и другие. Но уже в первый же день ресурс «Виртуальная школа» не выдержал нагрузки. После исправления всех недочётов и жалоб в социальных сетях на низкую пропускную способность, перебои и проблемы со скачиванием карты урока разработчики даже ввели новую функцию «ТОП-10 вопросов».

Функция в первую очередь нужна была для оперативного решения технических вопросов по работе «Виртуальной школы». Но даже несмотря на это, родители с учителями обмениваются заданиями с помощью мессенджеров или электронной почты.

Мнение родителей

Переход на дистанционное обучение вызвал шквал недовольства со стороны родителей. Среди главных претензий — большая нагрузка, недостаточное программное и техническое обеспечение и равнодушие учителей.

Попробовали вы это дистанционное образование. Поняли, что не пошло. Закругляйте уже эксперимент. Смысл этого мучения, когда учёбы осталось 15 дней? Не все же родители имеют педагогическое образование. Я за 30 лет уже забыл синусы-косинусы, тангенсы-котангенсы. Откуда берутся в образовании экспериментаторы-недоучки? Весь мир переходит на советскую классическую систему образования, а мы уходим. В образовании и медицине не нужны резкие преобразования!Иван Лабутин, белгородец

Однако есть и такие, кто встал на сторону инноваций и обеими руками за дистанционное обучение.

Две недели висла виртуальная школа. Сегодня эти скрепочки появились только, до этого отправляли домашку просто на «мыло» учителям. Никаких претензий не было. Хватит панику сеять! Дети с садика сейчас с инетом на ты, а мамаши многие, кроме (собственных интересов — прим.ред.) ничего больше не видят и не знают.Танюша Мур, белгородка

А где знания?

Несмотря на все недостатки онлайн-обучения и неусваивание учениками полученных знаний, в конце апреля представители регионального департамента образования сообщили, что досрочно завершать учебный год в Белгородской области не планируют.

В это же время Министерство просвещения перенесло написание всероссийских проверочных работ с конца года на осень. Но оценок при этом школьникам ставить не будут. По словам главы министерства, проверочные работы станут своеобразной входной диагностикой в начале учебного года для корректировки образовательного процесса, которая покажет уровень знаний школьников и выявит возможные пробелы для последующих методических рекомендаций учителям.

Таким образом, отслеживать качество дистанционного обучения будут только в начале следующего года и, по всей видимости, при обнаружении пробелов учителя будут вынуждены их «стирать». Тогда непонятно, насколько и кому необходимо продолжать мучения как детей, так и родителей с учителями? Ведь уровень образования подтверждают не конспекты и написанные домашние задания, а знания, которые остались в голове учеников после прохождения учебного года.

Подпишитесь