Posted 9 апреля 2018, 15:14

Published 9 апреля 2018, 15:14

Modified 20 августа, 04:17

Updated 20 августа, 04:17

Ритейл в Белгороде: почему на прилавки не пускают местных фермеров

9 апреля 2018, 15:14
Почему региональным производителям трудно пробиться в сетевые магазины и как им пытаются помочь власти.

В шаговой доступности

Поток покупателей в магазинах федеральных сетевых ритейлеров увеличивается вместе с ростом числа таких магазинов «у дома», где можно за один поход наполнить свой холодильник. Белгородец Виталий рассказал, как лет семь назад он стал первым покупателем в новооткрывшемся магазине федеральной сети.

– В нашем районе было два конкурирующих между собой небольших продуктовых магазинчика. Когда через дорогу от них открылся магазин крупного ритейлера, я зашёл в него в восемь вечера и оказался первым покупателем за день. Прошло несколько лет – магазинчики закрылись, зато у сетевика появился конкурент.

Виталий, житель Белгорода

Местные производители продовольственных товаров, конечно, заинтересованы в присутствии своей продукции на прилавках сетевиков. И молоко, мясо, хлебобулочные изделия найти нетрудно – где-то в меньшем количестве, где-то в большем. Появились даже местные сыры. В одном из торговых центров встретился отдел белгородских мясных полуфабрикатов, где оплата производится отдельно от общей кассы магазина. А вот, к примеру, яблоки нашлись и марокканские, и из Перми, а местные – большая редкость.

Пробиться на полки ритейлеров непросто. Кто-то не может обеспечить требуемые объёмы, кто-то – сроки поставки, кого-то пугают огромные штрафы в предлагаемых условиях договоров.

Сетевая кабала

Источник, близкий к ситуации, рассказал, что с 2018 года началось активное давление на торговые сети. Ряд крупных ритейлеров сменил собственников. Но и прессинг ритейла в борьбе за конечного потребителя никто не отменял.

– Тенденция такова, что борьба идёт не только за конкретный город, а иногда даже за улицу. С января до объёма не более 5 % от суммы договора снижена ретропремия (попросту говоря, откат), что напрямую отразилось на выставлении обязательных условий, которые прописываются в дополнительных соглашениях к основному договору.

Коммерческие условия для входа в локальную и федеральную сеть разные. Если в сроки «тестового периода» продукция поставщика реализуется плохо, происходит либо ротация видов продукции от этого же производителя, либо отказ от сотрудничества.

Но даже если товар прошёл тестирование, не всегда его продадут по той цене, которую хотел поставщик, а идёт он как акционный. В дополнительном соглашении чётко прописывается количество акций и сумма акционной скидки. Порой поставщику приходится скидывать цену на 40-50 % от отпускной. Обязательное условие и участие в каталоге. Товар попадает в категорию жёлтых ценников, и, как правило, такое участие тоже стоит денег.

Жёсткие требования предъявляют ритейлеры к поставляемой продукции, её качеству, сроку годности.

— К примеру, если срок годности 12 месяцев, не менее 80 % партии товара должно иметь запас по сроку годности, а значит, реализации – не менее десяти месяцев. Очень жёсткие санкции за срыв поставки. Неустойка может в разы превышать сумму контракта. Иногда она обозначается фиксированной суммой, например, 5 млн рублей. Поэтому, особенно в зимний период, даже если фура с продукцией застряла, поломалась и прочее, дешевле иной раз потратить деньги на экспресс-доставку партии, нежели платить неустойку.

Если поставщик продукции работает с ритейлом долго, то можно договориться, но явление это, как говорят знатоки, нечастое – в погоне за выгодой никто не хочет уступать.

Поможет закон

Директор ЗАО «Корочанский плодопитомник» Виктор Городов вместе с коллегами по бизнесу не один год бьётся за права производителей, но решения проблем пока не дождался. Компания, поставляющая яблоки 60 сортов в Екатеринбург, Пермь, Улан-Удэ, Новосибирск, Магадан, Мурманск, Москву, не может пробиться на прилавки местных сетевых магазинов.

– Ситуация никак не меняется. Договоры – в одну сторону, мы всем обязаны, должны платить штрафы. При этом сети в договор вносят пункты, согласно которым мы, даже если нам вовремя не заплатят, не имеем права обращаться в суд. Пока не примут закон, чтобы на прилавках сетевиков 50 % продукции была местного производства, ничего не изменится.Виктор Городов

Виктор Городов считает, что не все могут потянуть такие кабальные условия. Требования по качеству и своевременной доставке справедливы. Но нередки и ситуации, когда ритейлеру нужно две машины яблок, они закажут три, а одну из них «бортанут».

ЗАО «Корочанский плодопитомник» продавало яблоки сети «Магнит» по цене 40 рублей за килограмм при себестоимости в 24-26 рублей. В «Магнитах» фрукты шли уже по 80 руб/кг. С сетью Х5 («Пятёрочка, «Карусель», «Перекрёсток») переговоры идут уже три года.

- Не уступают ни «чёрточки». Хотя, когда был дефицит яблок, сами звонили – «давайте работать». Давайте нормальный договор заключим? Не хотят. Я могу вырастить 20 тысяч тонн яблок, но боюсь, что я их не продам. Из-за этого придерживаем производство. Можем выпустить один миллион пакетов сока в месяц, но оборудование по той же причине простаивает.

Виктор Городов

25 августа 2017 года садоводов собирали в Волгограде. Там Виктор Городов попросил посодействовать министра сельского хозяйства Александра Ткачёва. На что министр ответил: «А у вас что, проблемы с ритейлерами?».

- В стране 15 крупных федеральных сетей. Из них 13 принадлежит зарубежным инвесторам. И понятно, что они будут тянуть своё.

Виктор Городов

Шаг навстречу со стороны ритейлера

23 марта в «Белэкспоцентре» прошёл День поставщика компании «Ашан Ритейл Россия». Организован день был при поддержке управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития региона. На встречу пришли производители овощей, напитков, хлебобулочных изделий, колбасной, мясной, молочной и кондитерской продукции. По нашей информации, приглашения получили 50 производителей – пришли 26. Из них 24 по итогам заключили предварительные соглашения о поставке товаров в «Ашан».

На мероприятии организовали слепую дегустацию колбасной продукции, которая позволила объективно оценить качество товаров местных производителей. При этом в присланном в редакцию «Бел.Ру» пресс-релизе говорится, что «Ашан» «продолжает поиск надёжных партнёров».

В управлении по развитию потребительского рынка департамента экономразвития рассказали, что это было первое мероприятие такого формата, и в рамках государственной политики импортозамещения планируют продолжить эту традицию с участием других федеральных сетей.

Также в управлении отметили, что продукция областного производства – молочная, мясная, хлебобулочная и другие – «довольно востребована среди розничных торговых предприятий, в том числе сетевых».

Принимая во внимание логистику и транспортировку пищевых продуктов, продукция местного производителя поступает на прилавки магазинов наиболее свежей, в связи с чем пользуется большим спросом и более привычна для регионального потребителя.

Доля белгородской продукции в товарной матрице федеральных магазинов, расположенных на территории региона, составляет порядка 20 %. По статистике департамента экономразвития, это один из самых высоких уровней региональной представленности на территории России.

Как обойтись без сетевиков

В Белгородской области действует Стратегия развития торговли. В её рамках оказывается содействие товаропроизводителям области в размещении продукции в федеральных и региональных розничных сетях. В ответе на официальный запрос в управлении по развитию потребительского рынка пояснили, что акцент в этом делается на сбыте готовой продукции через рынки и ярмарки.

На территории области действуют четыре универсальных рынка и 48 ярмарок с общим количеством свыше 15 тысяч торговых мест. Там, где постоянных ярмарок нет, проводятся сезонные ярмарки. В прошлом году провели 3 932 таких мероприятия, привлекли на них в том числе крестьянские фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства.

В 2015 году создана Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области. Сейчас в ней состоят 40 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ассоциация реализует программу «30/30» – предоставляет 30 % мест на рынках и ярмарках для сельхозпроизводителей со скидкой 30 %. Таких мест сейчас более полутора тысяч.

Сельхозпродукция продаётся и возле крупных предприятий торговли в Белгороде, Старом Осколе, Губкине и Шебекино. На территории области функционируют более 2 000 нестационарных объектов торговли, из них 400 – сезонные. Местные производители продовольственной продукции имеют и фирменные магазины: их в области около 300.

Проблемы разрешит государственная торговая сеть

Директор ООО «ЭкспертПроектСтрой» Павел Сапожников считает, что было бы целесообразно поменять инструменты – государству открыть свою торговую сеть и устанавливать внутри своих магазинов «правильные» цены.

Он привёл в пример четыре способа работы с личным составом в вооружённых силах РФ: поощрение, убеждение, личный пример и принуждение.

– На мой взгляд, государство как «старший товарищ» недооценивает эффективности комплексного подхода. В случае с ритейлом – это личный пример. В торговые сети камни не бросал только ленивый, а про их сверхприбыли складывают легенды. К слову сказать, там много правды, но речь не об этом. Можно сколько угодно призывать бизнес к совести, устанавливать «драконовские» законы, контролировать наценку, отслеживать картельные сговоры, вникать в себестоимость и т.п. Всё это требует создания надсистемы по надзору, которая стоит бюджетных денег, и борьбы с коррупцией.

Павел Сапожников

Эксперт считает, что решить проблемы помогло бы создание государственной сети магазинов с «правильными» ценами. Государственная сеть существовала бы в самых дальних уголках страны и стала бы самой широкой.

— Бизнес кусает локти и снижает цены до приемлемого уровня или становится банкротом. Кстати, деньги на все эти мероприятия торговая сеть зарабатывает сама, а наши налоги тратятся… на образование. Моё твёрдое убеждение, что государство должно быть самым сильным игроком в бизнесе на платформе честной конкурентной борьбы. Это касается не только ритейла.

Павел Сапожников

Подпишитесь