Posted 26 ноября 2009, 14:28
Published 26 ноября 2009, 14:28
Modified 20 августа, 05:32
Updated 20 августа, 05:32
По словам В. Зубова, если в 2008 году соотношение непродовольственных и продовольственных товаров составляло приблизительно 60 к 40 %, то теперь структура розничной торговли немного изменилась, и на долю непродовольствия приходится уже 53 %, а продовольствию отводят около 47 %. С учётом новых торговых точек, открытых в 2009 году, на территории региона сформировалась общая торговая площадь 600 000 м².
На 1 000 населения области, таким образом, приходится 384 м² торговых площадей. В самом же областном центре этот показатель составляет 470 м² на 1 000 населения. В. Зубов подчеркнул, что в западных странах этот показатель выше и составляет 700–800 м² на тысячу населения.
Явной тенденцией является увеличение доли сетевых торговых компаний в структуре торговых площадей Белгорода. На сегодняшний день более 50 % всех торговых площадей принадлежит ритейлерам. К открывшемуся (частично) только вчера ТЦ РИО на 45 000 м² в феврале-марте в городе добавится и Сити Молл на 65 000 м².
Увеличение торговых площадей В. Зубов назвал тенденцией, несомненно, положительной. Однако и здесь существует две важные проблемы. Во-первых, обостряющаяся конкуренция заставляет сетевые торговые компании искать пути для привлечения и переманивания клиентуры. Одним из распространённых способов здесь стал способ ценовых войн, которые, с одной стороны, хороши для потребителей снижением цен, а с другой, вредят самим производителям и торговым компаниям, сокращая их прибыли.
Второй проблемой является гибель малых магазинов, располагающихся вокруг больших гипермаркетов, однако и здесь, по словам Зубова, имеется мировой опыт решения проблемы. В первую очередь малым магазинам стоит отойти от распространённой в Белгороде модели мини-супермаркетов, когда в одном магазине шаговой доступности стараются продавать и мелкие продукты, и элитный алкоголь. Узкая специализация магазинов, по мнению специалистов, может помочь найти своих покупателей даже рядом с крупными торговыми центрами.
Эталоном «сожительства» магазинов шаговой доступности является немецкая сеть дискаунтеров ALDI, которые в середине XX века сделали ставку на размещение своих магазинов вблизи гипермаркетов, используя трафик, исходящий от торговых центров.