Для многих сдача экзамена на получение водительских прав — важный шаг в жизни. Порой подготовка длится не один год. Как сдать экзамен по вождению в городе с первого раза и какие ошибки чаще всего допускают новички? Об этом и не только в интервью журналистам «Бел.Ру» рассказал начальник отделения экзаменационной работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области Вячеслав Третьяков.
— Как сдать экзамен по вождению в городе с первого раза?
— Для этого нужно пройти полный курс профессионального обучения на определённую категорию. Если речь идёт о категории В — она самая массовая и самая объёмная по числу граждан, которые обращаются к нам за госуслугой. При прохождении обучения на данную категорию нужно отъездить все часы, которых по программе 56. Далее следует успешно сдать теоретический экзамен и прибыть на практический экзамен подготовленным. Некоторые учились год-два назад, а потом приезжают на экзамен. Но нужно понимать, что подготовку следует проходить непосредственно перед экзаменом. Уверенность при управлении транспортным средством появляется только при практическом вождении. В теории это невозможно. Те, кто подготовлен, должны сдавать с первого раза. Из состава организованных групп по всем категориям в среднем с первого раза сдают 20–25%, что касается категории В — 15–20%. Что касается теории, процент сдачи с первого раза выше — от 80 до 100%.
— Как проходит экзамен в городе?
— Экзамен начинается с того, что кандидат в водители садится за руль, представляется, предъявляет паспорт, чтобы убедиться, что это именно та личность, которая подала документы, пристёгивается и начинает сдавать экзамен. Предварительно проходит ознакомление с правилами проведения практического экзамена. Но это, как правило, происходит до начала экзамена сразу со всеми.
Ранее были маршруты при приёме практического экзамена. С 1 апреля 2021 года есть перечень улиц, на которых проводится экзамен. Мы стараемся проводить экзамен на дорогах общего пользования с малым интенсивом движения. Эти места уже давно всем известны и во время обучения практически все инструкторы ездят по этим дорогам. Чего-то нового добавлять особо не нужно. Ведь наша задача — проверить навыки, а не кататься, чтобы человек допустил ошибки.
У нас есть перечень задач, который должен выполнить кандидат в водители:
Это основные манёвры, с которыми человек будет сталкиваться каждый день. При необходимости мы можем проверить проезд железнодорожного переезда. Также у нас есть остановка и начало движения на подъёме и спуске. Исходя из рельефа Белгорода, нужно понимать, что это обязательно.
В ходе экзамена, если гражданин набирает четыре и менее штрафных баллов, значит, он получает положительную оценку. А если пять и более — экзамен останавливается и кандидату в водители ставится отрицательная оценка. Ему назначают день повторной сдачи.
От начала и до успешной сдачи экзамена в среднем уходит около 20 минут. Но всё, конечно, зависит от дорожной ситуации.
— Какие самые частые ошибки допускают будущие водители при сдаче экзамена в городе?
Самые частые ошибки:
Ещё одна частая ошибка — остановка двигателя. К сожалению, очень многие инструкторы учат людей до последнего трогаться без педали газа. От этого и происходят остановки двигателя. Когда люди ездят на одном автомобиле вдвоём с инструктором, может, этого и достаточно, чтобы тронуться. Когда человек находится в условиях дорожного движения и постоянно получает задачи, которые должен выполнить, педаль газа — это то, чем нужно пользоваться. Она для этого и придумана, чтобы дать возможность ехать автомобилю.
Также допускают ошибки при расположении автомобиля на проезжей части, потому что не до конца понимают, что значит двигаться в своей полосе. Когда везде есть разметка, всё более-менее понятно. Но весной-осенью разметка менее заметна, люди ошибаются, потому что не могут правильно расположить транспортное средство.
Ещё один немаловажный момент — умение маневрировать. Много случаев, когда человек на гране риска старается объехать препятствие. В связи с чем нам приходиться вмешиваться в процесс управления, чтобы избежать ДТП.
— В чём, на Ваш взгляд, основные минусы в современной программе подготовки водителей?
— Прямых минусов я не вижу. С 1 сентября программа меняется с целью увеличения количества часов практического вождения в условиях реального дорожного движения — на дорогах общего пользования, а не на площадке — это правильное направление. Минусы есть, как и везде: человеческий фактор, преподавательский состав. Везде уменьшается количество специалистов. Люди не стремятся развиваться в своей работе — вот, что плохо.
Есть случаи, когда человек прошёл полный курс, садится сдавать экзамен, а без инструктора не может ехать не потому, что мало проехал, а потому, что не научился сам мыслить. Потому что инструктор до последнего в целях, наверное, сохранности автомобиля постоянно напоминал: «Посмотри в зеркало, включи поворот, притормози» и т. д. И на экзамене человек теряется.
Когда кандидаты в водители приходят на экзамен организованными группами, я стараюсь, чтобы инструктор при проведении экзамена находился в транспортном средстве и видел свои плоды. Когда человек понимает, что он не смог научить, наверное, в большинстве случаев он начинает работать над повышением качества подготовки. На словах просто — нужно на фактах. Часть инструкторов, я вижу, подход изменили.
— С чем связан низкий процент сдавших экзамен по вождению с первого раза?
— Кроме всего вышеперечисленного, есть ещё такой фактор, что люди не до конца могут оценить свои возможности. Кому-то недостаточно 56 практических часов. Это среднее количество времени, чтобы человек освоил все навыки и был готов к управлению.
— Сколько раз можно сдавать вождение по городу? Что будет, если кандидат исчерпал все свои попытки?
— Практический экзамен гражданин сдаёт в течение шести месяцев с момента сдачи теоретического экзамена. Если за это время он не сдал, он заново идёт сдавать теорию и с этого момента вновь идёт полугодовой отчёт возможности сдачи практического экзамена. Так можно ходить всю жизнь.
При этом, если человек не сдал практический экзамен первый или второй раз, он может повторно пересдать не ранее чем через семь дней и не позднее чем через 60 дней. Если он не сдаёт третий и более раз — пересдача не ранее чем через месяц и не позднее чем через три.
Поэтому в среднем у человека получается за полгода сдать практический экзамен пять раз.
— Насколько неопытность педагогов сказывается на подготовке будущих водителей? И только ли в неопытности дело?
— Опытность педагогов играет огромную роль, потому что данные лица должны быть не только специалистами, но и психологами: уметь настроить, поправить человека, а в некоторых случаях — убедить. Инструкторы практического вождения — они доносят информацию своими словами. При этом чёткой методики проведения обучения нет, есть то, что кандидат должен освоить.
Часто бывает, когда у кандидатов в водители не получилось сдать с первого-второго раза, они обращаются к другим инструкторам, и у них становится всё иначе. Всё зависит от прямой причинно-следственной связи во всём.
— Как отличить хорошего инструктора по вождению от плохого?
— Со стороны оценить инструктора невозможно. У каждого есть свои минусы и плюсы. А вот по результатам обучения можно сделать анализ и понять. Я лично анализирую, когда мы проводим экзамен в составе организованных групп. Если инструктор находится сзади, в ходе движения по его поведению всё видно.
— Кто чаще сдаёт на права с первого раза — мужчины или женщины?
— Этот анализ никогда не проводился. Так оценивать неправильно. Водитель — это не мужчина и не женщина. Это человек, который управляет транспортным средством. А вот разница в мышлении дам и мужчин есть. Если у мужчины спрашивают, как доехать до пункта А, он скажет: «Через 200 метров поверни направо». А дамы ответят: «Пять минут едешь и повернёшь направо».
— Какая возрастная категория будущих водителей сдает на права чаще? С чем это может быть связано?
— Программа обучения одна. Но людям в возрасте от 25 до 45 лет больше удаётся сдавать. Не от того, что они более способны, а от того, что больше осознают. Некоторых школьников и студентов учиться отправили родители, а люди пожилого возраста в большей степени проявляют себя в других сферах. Им сложнее перестроиться. Но мне кажется, чем человек старше, тем больше часов практического вождения ему нужно. Но всё зависит от каждого человека. Это должны анализировать в автошколе при подготовке граждан.
— Насколько труднее станет сдача экзамена в ГИБДД в 2022 году, когда вступят в силу новые программы? Что, наоборот, станет легче?
— На экзамен новые программы будут влиять положительно, поскольку произойдёт увеличение объёма практического вождения в условиях реального дорожного движения. Следовательно, граждане будут больше приспособлены к реальному дорожному движению.
Также граждане будут изучать автомобиль с автоматической трансмиссией и электромобили — это для общего развития.
— Как Вы считаете, хватит ли того объёма практических часов в городе, который добавят с 1 сентября?
— Я считаю, что в среднем — этого достаточно. Далее — каждый смотрит сам. Но персонал автошколы должен работать с гражданами. Некоторые думают, что это выкачка денег за дополнительные часы. Не заставишь, а осознание придёт позже.
— В этом году в Белгородской области наблюдается уменьшение количества ДТП с участием водителей-новичков, но при этом тяжесть последствий увеличилась. С чем это может быть связано?
— Точно сказать сложно. Пять новичков могут совершить ДТП средней тяжести, а один — с погибшими. Исходя из анализа аварий, которые произошли с участием водителей со стажем до двух лет, большая часть ДТП случилась в сельской местности за чертой населённого пункта. В основном аварии произошли из-за несоблюдения скоростного режима.
— Какой совет Вы можете дать начинающему водителю, который только что получил права?
— Я советовал и советую всем начинающим водителям утром с 08:00 до 11:00 в субботу и воскресенье, когда город пустой, закреплять полученные навыки на своей машине. И первые несколько раз, если доверяете инструктору, поездить рядом с вами, чтобы он при необходимости помог среагировать. Обязательно нужно проехать по маршруту, который будете чаще всего использовать: к работе, детскому саду, магазину.
При этом не просто проехать мимо, а припарковаться, выйти из машины, сесть, выехать, развернуться и вернуться домой, чтобы припарковаться там. Тогда человек начнёт развиваться и поймёт, каким манёврам нужно больше уделить внимание.
Можно посадить опытного члена семьи или родственника. Но как он отреагирует на ту или иную ситуацию, когда он сам не за рулём, непредсказуемо.