Создание социальных ярмарок на территории региона инициировала Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области совместно с администрацией Белгорода в 2019 году. Первые площадки для социальной торговли появились на улицах Белгорода в июле 2020 года. Централизованные локации установили в местах стихийной торговли. Это те места, где люди уже привыкли покупать продукцию, а продавцы — реализовывать.
В 2020 году в областном центре работали 10 социальных ярмарок (это порядка 100 мест). На вид это небольшие модули в виде открытых павильонов с навесами, прилавками и сиденьями. Поэтому, даже несмотря на плохую погоду, белгородцы смогли спокойно продавать свежие овощи и зелень, выращенные на своём огороде.
Ярмарочные площадки стали особенно полезными для людей старшего поколения, которые производят экологичную продукцию, но продавали её в не предназначенных для этого местах. Помимо этого, новые модули позволили создать здоровую конкуренцию и упорядочить ярмарочную деятельность на территории региона — на площадках свою продукцию начали реализовывать белгородские фермеры.
Социальную значимость мест для торговли признали на федеральном уровне. Председатель Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Михаил Несветайло выразил готовность выступить с обращением к правительству России о признании рынков социально важными объектами и предложил генеральному директору Союза рынков России Сиражудину Нуралиеву поддержать эту инициативу. Он согласился.
Опыт работы социальных ярмарок в Белгороде стали тиражировать на всю область. Уже в марте 2020 года на территории областного центра работало 19 социальных ярмарок — 164 модуля в Белгороде и 22 — в Белгородском районе.
Особой популярностью ярмарки пользуются в тёплое время года, однако часть белгородцев, несмотря на нестабильную зиму, торговали круглый год. По словам людей, самый большой плюс в появлении социальных мест — отсутствие гонений и штрафов со стороны правоохранительных органов.
Белгородские ярмарки стали триггером для снижения цен на продукты. По мнению правительства Белгородской области, именно эти созданные условия для социальных групп населения, КФХ и ЛПХ демонстрируют успешный опыт реализации стратегии поддержки ярмарочно-рыночной деятельности.
Чтобы увеличить количество фермеров, вовлечённых в ярмарочно-рыночную деятельность на территории Белгородской области, региональная Ассоциация рынков и ярмарок дополнительно реализует программу льготного предоставления торговых мест для местных сельхозпроизводителей «30/30», способствует созданию лояльных условий торговли.
То есть 30% от общего количества торговых мест на рынках, предназначенных под реализацию сельскохозяйственной и продовольственной продукции, предоставляется на льготных условиях — со скидкой 30% от установленной арендной ставки.